Военные ресурсы

Россия сохраняет огромный военный потенциал, несмотря па серьезные проблемы, существующие в российской армии. Оборонные расходы России существенно возросли после событий августа 2008 г. на Кавказе. Россия планирует и дальше наращивать расходы на оборону: с нынешних 3% от ВВП (2012) до 3,7% в 2015 г.

Специалисты отмечают проводимую российскими властями политику по консолидации предприятий ВПК в крупные госкорпорации. Помимо цели обеспечения обороноспособности страны, слияния в оборонке должны способствовать усилению позиции России на рынке экспорта вооружений. Сейчас Российская Федерация уверенно занимает вторую позицию в рейтинге стран — поставщиков оружия. 81РШ оценивает российскую долю рынка вооружений в 25%, в то время как США контролируют примерно 31%. На протяжении 2003—2007 гг. основные объемы поставок вооружений из России пришлись на Китай (45%), Индию (22%), Венесуэлу (5%) и Алжир (4%)<.

Важнейшее военное достояние России — ее ядерный потенциал. Россия — одна из двух стран мира, наряду с США, способных уничтожить все живое на планете. Ядерный потенциал России — это тот объект, куда в первую очередь направляются средства военного бюджета страны, который, в отличие от обычных вооружений, быстрее всего модернизируется.

Вместе с тем, делая растущий упор на ядерном сдерживании США, Россия все больше отстает в развитии информационно-управляющих систем, необходимых для боевых операций будущего, координации действий разных видов и родов войск, применения высокоточных оборонительных и наступательных неядерных вооружений. Развертывая малоэффективную воздушно-космическую оборону против НАТО, Россия не обретет надежной защиты от ракетных и авиационных ударов безответственных режимов и террористов с южных азимутов. Поддерживая большую по численности (1 млн человек) и паркам оружия армию, Россия катастрофически проигрывает в стратегической мобильности, которая необходима ввиду размера ее собственной территории и прилегающих зон ответственности в СНГ/ОДКБ. Внедрению новых сложных систем оружия и боевой техники, методам ведения интенсивных операций не соответствует план сохранения более 30% личного состава на базе призывников с 12-месячным сроком службы.

По сравнению с советским периодом, Россия сократила численность военнослужащих действительной службы и сейчас она меньше, чем в Китае, США, Индии и Южной Корее. По сведениям Министерства обороны РФ на начало июля 2011 г., их численность составляет 1 млн человек. Россия отказалась от большинства военных баз за рубежом — в Восточной Европе, Вьетнаме, на Кубе. Сейчас российское военное присутствие имеет место преимущественно на территории СНГ — в Армении, Молдове, Таджикистане, Украине, Киргизии, Беларуси. Из Грузии российские миротворческие силы выведены. Военные базы существуют в Южной Осетии и Абхазии. Единственная военная база в дальнем зарубежье находится в Сирии (г. Тартус), где базируются российские военные корабли. Как показал военный конфликт в Южной Осетии августа 2008 г., Россия имеет серьезные проблемы в области военно-технических сил.

Серьезной угрозой экспорту российского вооружения за рубеж является контрафактная продукция, производимая в бывших социалистических странах Восточной Европы, в Украине и Китае. В частности, китайцы предлагают на экспорт копии российских истребителей Су-27 и МиГ-29, полностью игнорируя все замечания о нарушении договорных и лицензионных обязательств. Более того, Пекин делает предложения о продаже самолетов тем странам, которые раньше покупали эту технику у России.