Внутришкольное руководство

Внутришкольное руководство включает в себя разнообразные виды деятельности руководителей, прежде всего, планирование работы школы, налаживание всей работы с учетом специфики педагогического коллектива как трудового коллектива особого типа, сбор и обработка информации, кадровая политика администрации, руководство методической работой и повышением квалификации учителей, организация аттестации, обобщение и внедрение педагогического опыта и достижений науки в практику работы школы.

Необходимым условием рациональной организации работы школы и целенаправленной деятельности коллектива является правильное планирование. План школы — координированная система решений, целенаправленная программа действий школьного коллектива, доведенная до определенной конкретизации по содержанию, времени, исполнителям, организационным формам, путям реализации и рассчитанная на обеспечение эффективного функционирования школы в течение определенного времени {неделя, месяц, год и более).

Планирование, являющееся важнейшей частью управленческой деятельности, опирается на определенные принципы:

• научность, перспективность и ясность целей;

• системность (единство и взаимосвязь всех составляющих частей);

• конкретность дел, ответственность исполнителей и реальность сроков;

• учет специфических условий данной школы;

• коллективность в разработке планов, ориентированность на современные достижения в области воспитания и обучения. Совместная разработка плана обеспечивает осознание целей работы педагогического коллектива каждым его членом, повышая ответственность каждого за выполнение плана в целом и отдельных его участков, стимулирует творчество и инициативу каждого.

Общешкольное планирование складывается из перспективного (на несколько лет или на один год), который теперь чаще называют программой развития школы, календарного и текущего.

Комплексным планом работы школы является годовой общешкольный план. Основные разделы плана: итоги предыдущего года, задачи на текущий год, организация работы по внедрению образовательных стандартов, организация учебно-воспитательного процесса, социальная защита и предупреждение отсева учащихся, работа со слабоуспевающими и одаренными детьми, работа с педагогическими кадрами, организация деятельности профессиональных педагогических сообществ, творческих лабораторий, исследовательских микрогрупп, аттестация педагогов; психологическая поддержка образовательного процесса, работа с родителями, с общественными организациями и спонсорами, организация самоуправления, контроль за учебно-воспитательным процессом, хозяйственно-экономическая деятельность школы, совещания.

В современной практике работы школы получило распространение опережающее планирование, сущность которого заключается в том, что план работы на будущий год составляется в конце предыдущего года. Этим достигается ритмичность функционирования всей системы, цикличность управления.

Календарный план — сводная, определенная и конкретная программа деятельности педагогического коллектива на определенный непродолжительный период с указанием дел, места их проведения, точных сроков выполнения и лиц, ответственных за их четкую организацию. В этот план включаются все общешкольные мероприятия. Постоянная корректировка и уточнение намеченных планов происходит при помощи недельного текущего планирования.

Развитием общешкольных планов являются индивидуальные планы учителей: календарно-тематический, поурочные, планы воспитательной работы и самообразования, часть из которых теперь оформляется в виде технологических карт. Кроме того, свои планы имеют предметные комиссии, администрация школы. Успешность работы обеспечивается при условии согласованности и взаимосвязи всех видов планирования.

По форме планирование может быть текстовым, графическим, смешанным.

Таким образом, планирование, как одна из функций управления школой, наиболее полно отражает процесс управления школой, позволяет осуществлять систему мер по обеспечению задач, стоящих перед школой.