Внутрифирменное обучение

Внутрифирменное обучение – особая схема организации подготовки взрослых. Как правило, программы внутрифирменной подготовки создаются специально для конкретного предприятия и ориентированы на развитие персонала и его подготовку к изменениям в организации[1].

Технология организационных изменений в общем виде зафиксирована в представлениях о консультационных технологиях.

Можно выделить два основных подхода к организации консультационной работы на предприятии.

Первый, условно его можно назвать экспертным, предполагает возможность подготовки программы развития организации, решения каких-либо проблем, подготовки управленческого решения на базе знаний и опыта приглашенного консультанта. Перед консультантом, работающим в рамках подобного подхода, ставится задача провести диагностику и подготовить план изменения ситуации. Он выступает как носитель экспертного знания, которое может быть применено к конкретной ситуации, сложившейся в организации. Как правило, такой консультант может работать достаточно независимо от персонала, в основном ориентируясь на нормы сложившиеся в той или иной сфере профессиональной деятельности (например, юриспруденции, финансовом менеджменте и т.д.).

Второй, условно его можно назвать процессуальным, предполагает возможность подготовки программы развития организации только в процессе совместной работы с ее персоналом. В рамках процессуального консультирования большое внимание уделяется не только диагностике ситуации, сложившейся в предметной деятельности организации, но и существующей в ней корпоративной культуре, специфике норм и требований к персоналу, традициям, ценностям и самой истории фирмы. При этом проект предполагаемых действий может быть создан и, главное, реализован только при участии управленческого персонала организации. Естественно, что в рамках данного подхода к персоналу предъявляются дополнительные требования, связанные в первую очередь с ориентацией на партнерское взаимодействие с консультантом и возможностью активного участия в консультационном процессе.

Возвращаясь к специфике задач внутрифирменного обучения, необходимо определиться с тем, какие цели должны быть достигнуты в программах обучения, а это связано с типом консультационного процесса, который реализуется на предприятии.

Если речь идет об экспертном консультировании, то, вероятно, программа обучения должна снабдить слушателей знаниями о типичных проблемах, с которыми они могут столкнуться в профессиональной деятельности, нормах их решения и внешней ситуации, т.е. целью является передача знаний.

Если речь идет о процессуальном консультировании, то у слушателей кроме набора профессиональных знаний должна быть сформирована установка на изменение, овладение новыми формами индивидуального поведения и развитие способов групповой деятельности. Здесь цель – не столько передача знаний, сколько формирование ориентации на изменение индивидуального и группового поведения.