Внешние долговые обязательства и требования России к нерезидентам-заемщикам

Реформирование российской экономики при переходе к рынку в 1990-е гг. происходило на фоне глубокого экономического спада, бюджетного дефицита и несбалансированности платежей. Крупнейшими неплательщиками и должниками были государство и предприятия. Государственная задолженность населению и предприятиям увеличивалась высокими темпами, ибо дефицит государственного бюджета в 1993—1997 гг. оставался на уровне 7—10% ВВП; сохранялись и внебюджетные расходы. Недостача по бюджету покрывалась денежной эмиссией, а с 1993 г. — заимствованиями на внутреннем рынке посредством эмиссии долговых ценных бумаг (ГКО/ОФЗ), а затем и бюджетозамещающими кредитами МБРР и заимствованиями на международных кредитных рынках.

Тяжелое финансовое положение России усугублял чистый отток частного капитала, при этом использовались различные легальные и нелегальные способы, в том числе: вложения в свободно конвертируемые валюты (СКВ), остатки на текущих счетах, депозиты в иностранных банках; экспортные кредиты нерезидентам; импортные предоплаты за товарные поставки; не поступившая экспортная выручка, не погашенные товарами импортные авансы.

Источником внешнего финансирования российской экономики были преимущественно официальные иностранные ресурсы. Вступление в МВФ и МБРР в 1992 г. позволило России привлекать ресурсы этих и других международных кредитных организаций, дало возможность получать кредиты у правительств и центральных банков иностранных государств, у частных коммерческих банков и открыло доступ на международные финансовые рынки.

После распада Советского Союза Россия как правопреемница СССР взяла на себя все советские зарубежные активы и обязательства перед внешними кредиторами. Россия оказалась должником по отношению к западным странам и европейским партнерам но Совету экономической взаимопомощи (СЭВ) и одновременно кредитором по отношению к развивающимся странам и к неевропейским партнерам по СЭВ. Кредиторская задолженность СССР Западу оценивалась в 95 млрд долл.; дебиторская задолженность в переводных рублях — 96 млрд руб., а по курсу Госбанка СССР — 123 млрд долл. Россия оказалась должником по отношению к развитым странам с твердой валютой и кредитором по отношению к странам с низким экспортным потенциалом, финансовыми дефицитами и острой нехваткой валютных ресурсов.

С самого начала переговоров с международными кредиторами Россия заняла позицию, предусматривающую безусловную выплату ею всех обязательств бывшего СССР, а также подтвердила достаточность правительственных гарантий при изменении сроков выплаты долгов. Однако в условиях обострившихся валютно-финансовых трудностей Россия неоднократно задерживала выплаты не только основной суммы долга (амортизации), но и процентов. Международные кредиторы предоставляли трехмесячные отсрочки платежей в обмен на принятие и выполнение обязательств но проведению рыночных реформ и достижению определенных показателей по инфляции, бюджетному дефициту и т.п.

Первое неофициальное соглашение о реструктуризации долга бывшего СССР странам Парижского клуба было достигнуто в январе 1992 г.; согласие на отсрочку платежей дали и 12 коммерческих банков, крупнейших кредиторов бывшего СССР. Соглашение с Парижским клубом 1996 г. предусматривало реструктуризацию унаследованного Россией Советского долга в размере 40 млрд долл. сроком на 23 года с семилетним льготным периодом; соглашение с Лондонским клубом предусматривало 25-летнюю отсрочку погашения российских обязательств по долгам бывшего СССР на общую сумму 32,5 млрд долл. при семилетием льготном периоде.

В 1990-е гг. Россия фактически находилась в состоянии хронического долгового кризиса; се долговая нагрузка оказалась непосильной но отношению к валютным доходам. В течение десятилетия неоднократно допускались нарушения графика платежей по обслуживанию внешнего долга, и фактические платежи были значительно ниже плановых платежей. Внешний долг РФ нарастал высокими темпами за счет просроченной задолженности по долговым обязательствам СССР и новых российских заимствований. Трансграничные заимствования, а также допущение нерезидентов на внутренний рынок долговых обязательств наращивали новый внешний долг России, присоединяя его к советскому долгу.

Россия исправно обслуживала новые международные заимствования, но была не в состоянии выполнять обязательства по советским долгам. Нагрузка на бюджет по обслуживанию государственных долговых обязательств перед нерезидентами увеличивалась. Ситуация в сфере внешнего долга вышла из-под контроля, и 17 августа 1998 г. был объявлен дефолт но внутреннему долгу и но значительной части внешнего долга. В 1999 г.

отношение внешнего долга к ВВП составило 96%, плановые платежи по внешним обязательствам равнялись 17,7 млрд долл., доходная часть госбюджета оценивалась в 20 млрд долл. Страна оказалась на грани банкротства; частичное погашение долговых обязательств осуществлялось за счет резервов Центрального банка РФ, поскольку МВФ продолжал задерживать предоставление траншей, необходимых для рефинансирования платежей Фонду.