Внешнеторговая политика

Внешнеторговая политика США нацелена на реализацию экономических, научно-технологических преимуществ страны в мирохозяйственном взаимодействии, на укрепление ее глобального влияния, расширение международного торгового обмена. Многообразие средств и методов торговой политики подчинено интересам национальной безопасности, экономического роста, защиты отечественных производителей.

Несмотря на наличие определенных расхождений между демократами и республиканцами по вопросам осуществления тех или иных мер, проведение внешнеторгового курса отличается высокой степенью преемственности. Среди ключевых целей политики в этой области правящие круги США выделяют расширение возможностей для сбыта американских товаров на внешних рынках путем устранения торговых и иных барьеров, повышение эффективности согласованных международных правил и процедур.

Конкретные меры внешнеторговой политики могут меняться в зависимости от ситуации в США и в мире. Однако проводя политику свободной торговли, США сохраняют широкий арсенал средств ограничения импорта и экспорта, исходя из национальных интересов.

Обеспечение доступа американских товаров и услуг на рынки других стран остается в XXI в. приоритетной задачей, реализация которой предполагает не только снижение и (или) устранение торговых барьеров, препятствующих экспорту из США, но и определенное воздействие на социально-экономическую политику других стран, если она затрагивает интересы американских экспортеров.

Среди особенностей торговой политики США последних двух десятилетий следует отметить включение в повестку дня вопросов экологии и социально-трудовых отношений[1], которые рассматриваются США как инструменты воздействия на торговых партнеров, прежде всего из числа развивающихся стран. Эти требования нередко относят к числу протекционистских, поскольку изменение экологических, трудовых стандартов нередко ведет к повышению издержек производства в этих странах или появлению новых барьеров на пути их экспорта в США.

Основные положения современной торговой политики в отношении экспорта изложены в Национальной экспортной инициативе президента Б. Обамы (январь 2010 г.)[2], целью которой является удвоение объема американского экспорта за период 2009–2014 гг. Прежде всего, речь идет о более активной защите интересов американских компаний.

Поддержка американских экспортеров состоит также в расширении информационной составляющей о заключенных соглашениях, существующих препятствиях, новых возможностях.

Национальная экспортная инициатива подтвердила стратегический интерес США к развитию торговли со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе к заключению двусторонних торговых соглашений с теми странами, с которыми такие соглашения еще не заключены, к активизации торговых отношений с АСЕАН, ставшей центром региональной интеграции.

Приверженность администрации Б. Обамы идее Транс- Тихоокеанского партнерства объясняется как внутренними, так и внешними факторами. С одной стороны, это – потребность восстановления и создания новых рабочих мест, а с другой – необходимость противостоять экспортной экспансии, растущему влиянию Китая в регионе. Соединенные Штаты выступают за присоединение к переговорам и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако достижение соглашения по ТрансТихоокеанскому партнерству сдерживается разнонаправленными по широкому перечню вопросов интересами потенциальных участников.

Одновременно США ведет диалог с правящими кругами Китая по вопросам защиты американской интеллектуальной собственности, ограничений, наложенных Китаем на импорт некоторых видов продукции. На рассмотрении ВТО находятся существующие в Китае ограничения на импорт стального проката, электронных платежей и других продуктов, затрагивающие интересы американских экспортеров. А в январе 2012 г., например, после рассмотрения жалобы США Апелляционный совет Всемирной торговой организации принял резолюцию, осуждающую введение Китаем экспортных квот на некоторые промышленные материалы.

Отсутствие эффективной системы защиты прав интеллектуальной собственности называется американскими компаниями в качестве одной из наиболее важных проблем, с которой они сталкиваются в Китае. Хотя в последние годы ситуация значительно изменилась в положительную сторону как на законодательном уровне, так и на уровне исполнения, проблема пиратства остается крайне острой. По оценкам Комиссии по международной торговле США, потери американских компаний в связи с нарушением интеллектуальных прав в Китае ежегодно составляют десятки миллиардов долларов. Основная часть ущерба приходится на сектор информационных услуг и нарушения авторских прав[3].

Приоритетным направлением Национальной экспортной инициативы является дальнейшая либерализация торговли как на американском, так и на других континентах. Подписанные в последние годы соглашения о свободной торговле с Колумбией, Панамой являются важным шагом на пути либерализации торговли на американском континенте и развития трансамериканской интеграции.

По официальным оценкам, подписание соглашения между США и Южной Кореей позволит увеличить американский экспорт в эту страну до 11 млрд долл[4]. При этом особо подчеркивается значение того факта, что соглашение предусматривает снятие ограничения по экспорту американских услуг в Южную Корею.

Важным элементом Национальной экспортной инициативы является расширение поддержки, в том числе финансовой, малых предприятий, экспортирующих товары и услуги. Такая поддержка оказывается Экспортно-импортным банком США, предоставляющим кредиты малым предприятиям-экспортерам.

Содействие американскому экспорту осуществляется посредством различных программ по предоставлению прямых кредитов заемщикам вне США, экспортных гарантий, по страхованию экспортных кредитов и др. В системе кредитования экспорта промышленных товаров ключевую роль играет Экспортно-импортный банк США, который также занимается гарантированием кредитов от политических и коммерческих рисков. В рамках Министерства сельского хозяйства кредитование, а в некоторых случаях и субсидирование экспорта сельскохозяйственной продукции, проводит Товарно-кредитная корпорация.

Наряду с поддержкой американских экспортеров в США осуществляется контроль над американским экспортом. Американским экспортерам товаров и научно-технической информации необходимо получить лицензию от Администрации по вопросам экспорта Министерства торговли США. Для ряда товаров и технологий необходима специальная лицензия. Регулярному уточнению подлежит перечень стран, подпадающих под регулирование экспорта из США.

Экспортный контроль закреплен законодательно. В его основе – Закон о контроле над экспортом 1979 г. Режим экспортного регулирования охватывает, в частности, вывоз компьютеров с высокой скоростью обработки информации, ядерных материалов и технологий, предметов вооружения и военных услуг и т.п. Контроль над экспортом происходит на основании утвержденного списка товаров и услуг, исходя из соображений национальной безопасности, а также перечня стран, ранжированных по степени жесткости, применяемых к ним мер контроля.

Согласно законодательству США, контролю подлежит экспорт и реэкспорт товаров и технологий, содержащих американские компоненты.

Тарифное регулирование импорта товаров в США базируется на Таможенном тарифе, структура и классификация которого соответствуют системе описания и кодирования товаров по международной конвенции.

По мере снижения тарифных барьеров все более значительную роль в регулировании ввоза товаров играют нетарифные барьеры. Эмбарго на ввоз товаров может вводиться как по соображениям, связанным с национальной безопасностью, внешнеполитическими интересами страны, так и по экономическим причинам. Таким образом, например, неоднократно ограничивался импорт в США нефти и нефтепродуктов.

К началу XXI в. основным средством ограничения ввоза тех или иных товаров стали антидемпинговые и компенсационные пошлины. В области сельскохозяйственной торговли применяются особые меры защиты от иностранной конкуренции, которые были в определенной степени смягчены в ходе переговоров в рамках ВТО.

Ограничительный (для экспортеров продукции в США) характер имеют и некоторые другие меры торговой политики, которые можно отнести к нетарифным барьерам, например, санитарные и экологические нормы, таможенные формальности, технические стандарты и т.п.