Влияние международного валютного права на внутригосударственное валютное право

После Второй мировой войны межгосударственные экономические и валютно-финансовые отношения государств претерпели глубокие изменения. Среди множества международных организаций, действующих в сфере валютного регулирования и способствующих формированию международного валютного права, следует назвать: МВФ, МБРР, МАР и МФК, ОЭСР и Европейский союз. Вклад в развитие международного валютного права вносят региональные международные банки развития, такие, например, как БМР в Базеле. С международными организациями, реализующими важные полномочия в сфере валютных отношений, тесно взаимодействуют ЮНКТАД и ВТО.

Усиление международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере отражается и на сфере международного частного валютного права.

Принципы коллизионного права были приведены в соответствие с договорным регулированием международных валютных отношений под эгидой межправительственных организаций, что подняло эффективность действия норм международного валютного права на частноправовом уровне.

В науке недостаточно разработана проблема влияния международного валютного права на внутригосударственное валютное право, хотя необходимость этого очевидна, поскольку ограничения текущих платежей и движения капиталов сохраняются во многих странах, в первую очередь в развивающихся. В последние 15 лет все больше государств с отрицательным платежным балансом вводят у себя в стране валютный контроль, поэтому возрастает значение внутригосударственного валютного права, что обусловлено также интересами национальной безопасности государств.

Между международным валютным правом и национальным валютным правом существуют функциональные взаимосвязи. В международных финансовых отношениях, так же как и в международных валютных отношениях, отчетливо прослеживается тенденция перехода норм международного права в нормы внутригосударственного права, наблюдается усиление воздействия международного финансового права на национальные системы регулирования финансовых отношений, происходит активизация процесса унификации финансового (валютного) законодательства различных стран.

Процессы кодификации норм международного финансового права и унификации норм национального финансового права посредством международных договоров набирают силу. Особенно это характерно для международных расчетов, оборотных документов, контроля за банковской практикой и т.д.

В последнее время судам различных стран при разрешении споров нередко приходится обращаться к иностранному валютному праву. Это обусловлено тем, что отдельные государства продолжают вводить ограничения на международные платежи и движение капиталов, а валютные ограничения, как известно, являются частью протекционистских мер и должны постепенно отменяться. На формирование норм международного валютного права большое влияние оказала новая мировая валютная система как форма организации международных валютнофинансовых связей, получившая свое юридическое оформление в 1944 г. на международной экономической конференции в Бреттон-Вудсе (США). Решениями этой конференции были установлены правила организации торговых, валютно-финансовых и кредитных отношений между государствами.

Бреттон-Вудская система строилась на приоритете доллара как мировой резервной валюты, непосредственно связанной с золотом, что было предопределено главенствующей ролью США в мировой экономике в первые послевоенные десятилетия. Эта система в тот период имела положительное значение, так как способствовала развитию международных валютно-финансовых отношений и достижению конвертируемости валют.

Бреттон-Вудское соглашение положило начало введению современных образцов международных расчетов, представляющих собой платежи по денежным требованиям и обязательствам, возникающим из отношений между государствами.

Благодаря вступившему в силу 27 декабря 1945 г. Соглашению о Международном валютном фонде международное валютное право стало основой многосторонней международно-правовой практики валютных отношений, а МВФ вплоть до настоящего времени является ядром современной международной валютной системы, осуществляя важную функцию по поддержанию равновесия платежных балансов государств-членов.

В соответствии с ней движение финансовых средств осуществляется через механизмы платежно-расчетных, валютных, кредитных операций. Международные расчетные операции представляют собой платежи по денежным требованиям и обязательствам, возникающим из отношений между государствами, юридическими (физическими) лицами.

В 1973 г. произошло крушение Бреттон-Вудской системы, так как страны – члены этой системы прекратили интервенции в поддержку доллара, поскольку давление на доллар усилилось, и сделали свою валюту конвертируемой, что подрывало монопольное положение доллара в международной валютно-финансовой системе. Причинами краха Бреттон-Вудской системы были неравномерность экономического развития многих стран мира, рост конкуренции американским товарам со стороны товаров западноевропейских и японских производителей, а также формирование трех центров мирового экономического влияния – США, Западной Европы и Японии.

Отношения, в которые вступают различные по своей природе субъекты, принимают как межгосударственную, так и национальную форму. В качестве примера межгосударственных банковских правоотношений можно привести правоотношения, складывающиеся между международной валютно-финансовой организацией и государством-членом по поводу предоставления кредита (кредиты МВФ, МБРР, ЕБРР и т.д.). Примером внутригосударственных банковских правоотношений могут служить правоотношения, связанные: с заключением корреспондентских соглашений между коммерческими банками разных государств; выставлением векселя коммерческим банком одного государства с местом платежа на территории другого государства; выдачей банковской гарантии коммерческим банком иностранному юридическому лицу.

При разработке внутригосударственного финансового (валютного) законодательства нужно учитывать положения, содержащиеся в следующих международно-правовых актах:

– универсальных финансовых конвенциях, принятых в рамках международных экономических организаций и органов, таких как УНИДРУА, ЮНСИТРАЛ, ЮНИДО, ЮНКТАД;

– международно-правовых актах, принятых в рамках ВТО;

– международных договорах РФ, заключенных с иностранными государствами, по финансовым (валютным) вопросам, согласие на обязательность которых дала Российская Федерация;

– типовых соглашениях государств по финансовым (валютным) вопросам и по финансовым рынкам;

– уставах и решениях межправительственных финансовых организаций;

– решениях неправительственных финансовых организаций, находящихся под эгидой Лондонского и Парижского клубов;

– модельных кодексах ОЭСР.

В настоящее время для реформирования международной валютной системы необходимо предпринять ряд мер:

– произвести реформирование существующих международных финансовых организаций, наделить МВФ более широкими полномочиями по надзору за соблюдением государствами-членами правил поведения в финансовой (валютной) сфере, добиться повышения ответственности МВФ и Всемирного банка за состояние мировой валютно-финансовой системы, действующие в рамках МВФ международно-правовые нормы дополнить нормами, предусматривающими усовершенствованный современный метод регулирования валютных паритетов и валютных курсов и возлагающими на страны – члены МВФ обязанность поддерживать стабильность валютных паритетов и валютных курсов;

– создать новые международные валютные регуляторы. Целесообразно на межгосударственном уровне на основе принципов международного публичного права учредить орган, уполномоченный координировать международные финансовые (валютные) отношения. Под его эгидой появится возможность принимать приемлемые для большинства государств международные валютные стандарты. Я. А. Гейвандов предлагает создать специальный международный институт как надгосударственный властный международный орган, субъект международного публичного права, наделенный правом принимать обязательные для государств-участников решения по вопросам международных валютных отношений[1]. Интерес представляет и предложение В. Юровецкого создать мировой обменный валютный банк, который будет распорядителем всех валютных счетов в конвертируемых и наиболее стабильных валютах[2]. Такой орган вполне может оказаться способным аккумулировать наиболее конвертируемые валюты и тем самым способствовать развитию мировой валютной системы;

– решить проблему обеспечения прозрачности международной финансовой (валютной) деятельности государств. Валютно-финансовый кризис отчетливо выявил имеющиеся институциональные проблемы и противоречия, присущие современной международной валютно-финансовой системе, а именно то, что международный валютный рынок непрозрачен и неподконтролен ни одной из международных организаций, кроме того, имеет место недостаточность прозрачности в управлении финансами отдельных стран;

– выработать более приспособленные к новым условиям правовые средства защиты национальных финансовых систем от отрицательных воздействий зарубежных финансовых кризисов. С этой целью могут быть использованы новые формы совместной валютно-финансовой деятельности государств, например выработка единых или приближенных по содержанию принципов и норм валютного регулирования и валютного контроля;

– в соглашениях государств закрепить нормы об их ответственности за последствия финансовой (валютной) деятельности, за недобросовестную конкуренцию на валютных рынках, чтобы обеспечить правопорядок на финансовых рынках;

– усилить взаимодействие МВФ с ВТО, которое позволит разработать единый пакет международно-правовых актов финансового и валютного законодательства, полностью соответствующего международным стандартам;

– решить проблему осуществления унификации и сближения финансового (валютного) законодательства различных государств;

– разработать пакет российского финансового и валютного законодательства, полностью соответствующего международным стандартам;

– осуществлять правовое регулирование сотрудничества России с другими государствами, в том числе и на основе использования национальных валют: договоренностей в рамках АТЭС; двусторонних расчетов с Китаем на основе рубля и юаня; с Венесуэлой и другими странами Латинской Америки на основе национальных валют;

– повысить роль международных договоров в приведении норм российского валютного законодательства в соответствие с международно-правовыми валютными нормами и практикой их применения;

– добиться повышения роли обычаев делового финансового оборота в регулировании международных финансовых (валютных) отношений.

Перспективу имеет и создание субрегиональной многосторонней валютной системы в рамках ЕврАзЭс на основе решения Межгосударственного совета ЕврАзЭс от 11–12 декабря 2008 г.