Виды трудовых споров

Различают индивидуальные и коллективные трудовые споры.

Индивидуальные трудовые споры возникают между администрацией предприятия и одним работником (рис. 9.8), например, при увольнении работника, когда тот считает увольнение незаконным. В индивидуальном споре работник защищает свои права или законные интересы.

Рис. 9.8. Стороны индивидуального спора

Коллективные трудовые споры – это споры между администрацией и трудовым коллективом или профкомом, который представляет интересы работников (рис. 9.9).

Рис. 9.9. Стороны в коллективном споре

Так бывает, например, когда спорят по поводу норм труда, премиальных выплат, установления или изменения условий труда и др. В этом случае оспариваются и защищаются права и интересы всего трудового коллектива по вопросам труда, быта и культуры производства. Свои жизненные интересы работники, как правило, защищают от своеволия работодателя или даже диктата региональных или федеральных органов исполнительной власти. В случае серьезных разногласий трудовому коллективу приходится объявлять забастовку.

Указанные два вида споров отличаются друг от друга как по органам, их разрешающим, так и по порядку урегулирования споров.

Индивидуальные трудовые споры разрешаются комиссиями по трудовым спорам (КТС), которые создаются в организациях, где число работников более 15 человек. Если же КТС не удается уладить спор, то работники могут идти отстаивать свои права в суд.

Другое дело, если возник коллективный спор. В этом случае все гораздо сложнее, потому что в спор вовлекается многотысячный коллектив предприятия. Но и это еще не все.

Если предприятие обслуживает интересы многих людей (например, авиаработники), пострадать в таком случае может бессчетное количество людей. Или если забастовку объявят учителя в канун сдачи выпускных экзаменов, выпускники школы не получат аттестатов и не смогут поступить в вузы.

Понятие забастовки и ее ограничения

Право на забастовку предусмотрено ст. 37 Конституции РФ. И тем нс менее забастовку следует признать крайней мерой разрешения коллективных споров, поскольку она может нанести большой урон не только бастующему коллективу, но и потребителям и поставщикам, а в итоге всему народному хозяйству. Конечно, администрации лучше не создавать такой ситуации, при которой коллектив объявляет забастовку, а работникам, в свою очередь, стараться не прибегать к этой крайней мере.

Забастовка – это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Есть ситуации, когда согласно законодательству проводить забастовку не разрешается. Это ограниченный перечень. Познакомимся с ним и подумаем, оправдан ли установленный запрет.

Итак, проводить забастовку запрещается:

1) служащим Вооруженных Сил страны (представим, что террористы проникли в Россию или готовят проведение террористической операции внутри страны, а военнослужащие бастуют. Граждане страны остаются беззащитными, но ведь они платят налоги именно в надежде на то, что им будет обеспечена безопасность);

2) работникам правоохранительных органов (совершенно невозможно допустить забастовку работников, например, исправительно-трудовых колоний);

3) государственным служащим, поскольку их забота состоит в организации жизни людей, проживающих на территории страны. Если они устранятся от этой обязанности, то страну может охватить анархия;

3) работникам, забастовки которых создают угрозу конституционному строю или здоровью других лиц (например, авиадиспетчеры).

Безусловно, законодатель прав, вводя такие ограничения на проведение забастовок.

Правила проведения забастовок. Проведение забастовки строго регулируется Трудовым кодексом РФ. Рассмотрим по порядку правила, которые следует выполнить, если коллективу не удалось урегулировать разногласия напрямую с администрацией.

1. Бастовать можно не по любому поводу, а только но вопросам, касающимся социально-экономических условий труда и быта работников. К ним относятся вопросы об изменении норм труда, сдельных расценок, оплаты труда, надбавок и доплат, режима рабочего времени, улучшении охраны труда и др. Решение именно этих вопросов в сфере компетенции администрации предприятия.

Забастовщикам нельзя выдвигать требования, например, по политическим вопросам. Имеет ли смысл выдвигать требования к администрации предприятия относительно смены Правительства страны или курса политики, им проводимой, если его формирование входит в компетенцию Президента РФ и, частично, Государственной Думы РФ. Об этом нужно думать в ходе выборов Президента РФ и парламента, четко выясняя их предвыборные позиции. Не могут быть предметом забастовки вопросы в сфере экологии. Экология района, города, страны в целом, конечно, относится к числу жизненно важных интересов людей. Но их решение не под силу одному предприятию. Здесь нужны значительные финансовые ресурсы, выделение которых со стороны одного предприятия способно привести его к банкротству. Кто же выиграет, если на улицу будут выброшены тысячи работников, в числе которых окажутся и забастовщики?

Многомесячные задержки даже в отношении многотысячного коллектива уже заработанной платы не могут быть основанием для проведения забастовки, потому что не подпадают под понятие коллективного спора (каждый индивидуально может защитить себя путем обращения в суд с иском о взыскании положенной ему зарплаты).

Одним словом, стоит очень хорошо взвесить все обстоятельства, прежде чем решиться на такой крайний шаг, как забастовка.

2. Необходимо письменно сформулировать и утвердить на собрании большинством голосов требования бастующих к администрации, которая в трехдневный срок должна дать им ответ. В противном же случае может получиться игра в поломанный телефон: говорили на собрании про одно, потом про другое, кто-то возразил, добавил, кто- то не так понял и т.д.

3. Обязательно следует попытаться с администрацией примириться, т.е. выполнить примирительные процедуры.

Все они укладываются в три этапа:

а) примирительная комиссия (создается на паритетных началах). Если она не помогла достичь соглашения, примирение должно продолжиться;

б) посредник (определяется по соглашению). Часто случается, что и он не может помочь выработать согласованное решение;

в) трудовой арбитраж (формируется службой занятости).

4. Вопрос о проведении забастовки вновь ставится на собрании, где кворум должен составлять не менее 2/3 коллектива. Это оказывается необходимым, если примирительные органы не помогли урегулировать спор.

5. Назначается орган забастовки. Чаще всего им выступает профком или совет трудового коллектива, но может быть создан стачком, забастовочный комитет.

6. Не позднее 10 дней до начала забастовки этот орган должен в письменном виде предупредить администрацию о времени начала забастовки. Более того, закон требует указать также и примерные сроки ее окончания. Это положение является очень важным, потому что дает администрации возможность подготовиться к прекращению производства, заранее свернуть технологические процессы, иначе они могут выйти из-под контроля и причинить большой вред имуществу и здоровью людей.

Если не соблюдено хотя бы одно из этих правил, суд признает забастовку незаконной.

Ответственность за проведение забастовки обязательно должна быть возложена либо на администрацию (если она виновна в возникновении забастовки), либо на работников, если их забастовка признана судом незаконной.

А. Ответственность администрации. Наказываются руководители (и другие должностные лица), виновные в возникновении таких острых трудовых конфликтов, которые привели к забастовке. Их привлекают к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от должности. Если действия причинили ущерб производству, их привлекают к материальной ответственности, но только в пределах их трехмесячного оклада. На них судом может быть наложен солидный штраф (административная ответственность).

Б. Ответственность работников наступает, если суд признает забастовку незаконной. И тогда лица, участвовавшие в забастовке, могут быть признаны прогульщиками и уволены. На организаторов дополнительно может быть наложен штраф.

Это надо запомнить

1. Трудовые споры – это неурегулированные конфликты между работниками и работодателями по вопросам применения трудового законодательства.

2. Выделяют две группы причин, вызывающих трудовые споры: объективные и субъективные.

3. Различают индивидуальные и коллективные трудовые споры.

4. Индивидуальные трудовые споры возникают между администрацией предприятия и одним работником.

5. Коллективные трудовые споры – это споры между администрацией и трудовым коллективом или профкомом, который представляет интересы работников.

6. Забастовка – это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора

7. Запрещено бастовать:

– военнослужащим;

– работникам правоохранительных органов;

– государственным служащим;

– работникам, если их забастовки создают угрозу конституционному строю или здоровью других лиц.

8. Правила проведения забастовок:

– бастовать можно только по социально-экономическим условиям;

– требования к администрации должны быть сформулированы письменно;

– необходимо пройти все этапы примирения (примирительную комиссию, посредника, трудовой арбитраж);

– решение о проведении забастовки необходимо утвердить на собрании трудового коллектива;

– необходимо определить орган, возглавляющий забастовку;

– предупредить администрацию о времени начала забастовки за 10 дней.

9. Ответственность администрации – дисциплинарная, материальная, административная.

10. Ответственность работников – дисциплинарная.

11. Ответственность организаторов незаконных забастовок – дисциплинарная, административная.