Виды и типы инноваций

Для определения основных черт инновационного менеджмента применительно к видам и типам инноваций, обратимся к типам, выделяемым в Руководстве Осло. Определения и отличительные черты указанных типов инноваций приведены в табл. 3.4.

Анализ основных черт инновационного менеджмента, проводимый на основе исследования характеристик инноваций различных типов, показывает, что ключевой является обеспечение существенных изменений.

Таблица 3.4

Определения и отличительные черты продуктовых, процессных, организационных и маркетинговых инноваций

Тип инновации

Цель

Определение

Отличительные черты

Продуктовая

Предоставление новых потребительских свойств продукции (функциональных, эксплуатационных и т.д.)

Введение в употребление (внедрение) новых или значительно улучшенных по своим свойствам или способам использования товаров или услуг. Учитываются значительные усовершенствования технических характеристик, компонентов и материалов, встроенного программного обеспечения, удобства использования и другие функциональные характеристики

Использование новых знаний или технологий, новых комбинаций существующих знаний или технологий. Товары и услуги значительно отличаются по своим характеристикам или предназначению от товаров, производимых предприятием ранее. Разработка нового способа использования товара, даже если его технические характеристики подверглись незначительным изменениям. Изменения в материалах, компонентах и прочих характеристиках изделий приводят к значительному улучшению уже существующих продуктов. Значительные усовершенствования в способах предоставления услуг; дополнение существующих услуг новыми функциями или характеристиками; внедрение совершенно новых услуг

Процессная

Снижение себестоимости или затрат по доставке продукции, повышение ее качества, производство и доставка новых или значительно улучшенных продуктов

Внедрение нового или значительно улучшенного способа производства или доставки продукта (включая значительные изменения в технологии, производственном оборудовании и(или) программном обеспечении)

Новые методы производства, включая технологические процедуры, оборудование и программное обеспечение, применяемые в производстве товаров или услуг.

Новые методы доставки, затрагивающие логистику предприятия и объединяющие в себе оборудование, программное обеспечение и технологии, используемые в снабжении исходными материалами, в снабжении внутри предприятия и в доставке конечной продукции.

Новые или значительно улучшенные методы создания и предоставления услуг за счет значительного изменения оборудования и программного обеспечения, используемых предприятиями, ориентированными на предоставление услуг, или в процедурах и технологиях доставки услуги потребителю.

Новые или значительно улучшенные технические приемы, оборудование и программное обеспечение, используемые во вспомогательных видах деятельности, таких как снабжение, бухгалтерский учет, текущий ремонт и профилактика

Маркетинговая

Лучшее удовлетворение нужд потребителя, открытие новых рынков или завоевание новых позиций на рынке с целью увеличения объема продаж

Внедрение нового метода маркетинга, включая значительные изменения в дизайне или упаковке продукта, его размещении, продвижении на рынок или в назначении цены

Значительные изменения в дизайне продукта, являющиеся частью новой концепции маркетинга. Новые маркетинговые методы в размещении продукта на рынке – освоение новых каналов сбыта.

Новые маркетинговые методы в продвижении продукта на рынок – использование новых концепций продвижения товаров и услуг данного предприятия.

Инновации в назначении цены, включая использование новых стратегий ценообразования для рыночного продвижения товаров или услуг предприятия

Организационная

Повышение эффективности предприятия посредством сокращения административных расходов или оперативных затрат, повышения удовлетворенности служащих состоянием своих рабочих мест (и тем самым производительности труда), расширения доступа к нетоварным активам (таким, как некодифицированные знания из внешних источников) или уменьшения затрат на снабжение

Внедрение нового организационного метода в деловой практике предприятия, в организации рабочих мест или внешних связей

Внедрение новых методов в организацию повседневной деятельности и порядок выполнения работ. Инновации в организации рабочих мест – внедрение новых методов распределения ответственности и права принятия решений между сотрудниками при организации и согласовании различных рабочих процессов внутри подразделений предприятия и во взаимодействии этих подразделений, а также внедрение новых принципов структурирования деятельности (например, объединение различных видов работ).

Внедрение новых способов организации взаимоотношений с другими предприятиями или государственными организациями