Виды мотивации

Мотивация бывает различной по характеру, поскольку имеет многочисленные основания, и процесс ее формирования обусловлен множеством факторов – личностных и социальных, основы изучения которых заложил М. Вебер. С точки зрения современных научных представлений можно выделить следующие типы мотивации: осознаваемая и неосознаваемая; открытая и скрытая; под влиянием чувств, эмоций; свободная и принудительная; традиционная; экономическая и неэкономическая; этическая.

Осознаваемая и неосознаваемая мотивация

Мотивация может осознаваться человеком или не осознаваться. Человек способен сознательно воздействовать на свое поведение, имея желание или принуждая себя к активности. М. Вебер в поведении рабочих выделял такие действия, при которых рабочий сознательно регулировал производительность труда в соответствии со своими намерениями и материальными целями. Множество видов рациональных установок и намерений определяет отношение людей к труду. Так, побуждаемый желанием высокого заработка, человек вполне сознательно может стремиться приобрести высокий социальный статус, обеспечить материальный достаток семье, создать материальные возможности для учебы своих детей.

Но человек может действовать и под влиянием неосознанных побуждений, может иметь неосознанные им самим потребности.

Осознанные желания могут быть чрезвычайно сложны с точки зрения лежащих в их основе подсознательных целей. Один и тот же мотив, например денежный, может иметь множество различных истолкований и для различных людей наполняться особенным неосознанным ОГЛАВЛЕНИЕм. В основе этого побуждения в действительности могут лежать различные желания, например обретение самоуважения, убеждение самого себя в профессионализме, желание произвести впечатление, потребность в безопасности, потребность в признании, потребность в независимости. Взаимосвязь между сознательным желанием и первичной подсознательной целью, лежащей в ее основе, далеко не всегда является непосредственной.

Люди в определенной степени сознательно стремятся к своим целям, и в то же время следуют своим неосознанным влечениям и желаниям. В действительности обе эти тенденции сосуществуют в мотивации.

Открытая и скрытая мотивация

В поведении работников могут проявляться действия, соответствующие открыто провозглашаемым намерениям и целям. Демонстрируемая заинтересованность в этом случае совпадает с внутренними желаниями. Вместе с тем поведение может определяться и скрытыми мотивами, смысл которых проявляется только в конечном итоге, например рестрикционизм – действия, сознательно сдерживающие производительность труда, направленные на ограничение норм выработки. Скрытый характер мотивации подобного поведения, т.е. работы с прохладцей, имеет свои причины, исследовавшиеся еще Ф. Тейлором. Такая трудовая мотивация может присутствовать в ситуациях, когда работник не способен выступать равноправным экономическим агентом в системе рыночных отношений, находится в зависимом положении от работодателя, стремится защитить себя от произвола управляющих, когда он не может торговаться за справедливую цену предоставляемой рабочей силы и поэтому вынужден корректировать ее скрытым способом. Скрытая мотивация присуща некоторым формам сопротивления персонала менеджменту, например, в случае саботажа. Скрытыми бывают и явно мошеннические намерения.

Мотивация под влиянием чувств, эмоций

В процессе работы люди могут находиться под влиянием эмоций, и аффективный базис, по М. Веберу, может существенно влиять на их поведение. Подобная мотивация может наблюдаться в ситуациях, когда труд приносит радость. Работа может быть эмоционально окрашена присутствием других людей, или большого числа людей, или значимых людей, или руководства. Работа в команде единомышленников, возможно, имеет такой тип мотивации. Трудовой подъем, энтузиазм может основываться на высоких патриотических чувствах, приверженности организации, быть следствием значимых организационных обстоятельств. Подлинный патернализм в менеджменте, похвала руководителя, прекрасные человеческие отношения на работе сами по себе способны воспроизводить весьма высокий уровень аффективной мотивации.