Виды инфляции

В зависимости от механизма развития инфляционных процессов различают инфляцию спроса и инфляцию предложения.

Инфляция спроса возникает тогда, когда главным фактором, подталкивающим цены вверх, является увеличение совокупного спроса (рис. 12.1).

Рис. 12.1. Инфляция спроса

Когда совокупный спрос возрастает на протяжении длительного периода времени, а фирмы не могут расширить производство, поскольку в экономике отсутствуют требуемые ресурсы и (или) инвестиционный климат не оценивается компаниями как благоприятный, совокупное предложение остается на уровне полной занятости (Y*), на своем предыдущем потенциальном уровне. Избыточный спрос нс удовлетворяется и создает давление на цепы. Вспомним механизм возникновения инфляционного разрыва в кейнсианской модели макроэкономического равновесия: планируемые расходы всех экономических агентов постоянно превышают уровень производства.

Инфляция предложения связана с увеличением производственных издержек. Рост цен на сырье и материалы (например, рост мировых цен на нефть и нефтепродукты), требования увеличения заработной платы, рост налоговой нагрузки на фирмы, удорожание капитала (например, в связи с ростом ставок но кредиту), все это вызывает рост затрат промышленных и торговых компаний. Когда подобное давление на издержки происходит повсеместно и постоянно, фирмы вынуждены сокращать объемы производства, совокупное предложение падает, что вызывает дефицит товаров и услуг, а следовательно, рост цен (рис. 12.2).

Инфляция предложения, сопровождаемая падением совокупного выпуска, называется стагфляцией – одновременным наличием застоя (стагнирующей экономики) и ростом цен.

В зависимости от величины и динамики можно выделить четыре вида инфляции.

Ползучая инфляция характерна для экономики с небольшим ежемесячным и среднегодовым ростом цен, на уровне 2–5% в год, остающаяся стабильной на протяжении длительного периода времени.

Рис. 12.2. Инфляция предложения

Галопирующая инфляция возникает тогда, когда цены резко возрастают от периода к периоду, с темпом 10–15–20 и выше процентов в месяц.

Если инфляция остается в экономике и в период подъема (когда совокупный спрос имеет тенденцию увеличиваться) и в период спада (когда совокупный спрос, как правило, сокращается, что обычно вызывает уменьшение цен), мы говорим о хронической инфляции.

И, наконец, когда темп прироста цен в экономике достигает 50% (и выше) в месяц, речь идет о гиперинфляции.

Степень предвидения инфляционных процессов в экономике со стороны домохозяйств и фирм позволяет выделить ожидаемую и неожиданную инфляцию. Если большинство экономических агентов могут с достаточной степенью точности предсказать направление движения ключевых цен на товары и услуги и соответственно выработать механизм приспособления (например, включив темп инфляции в трудовые контракты и кредитные договоры), мы имеем дело с ожидаемой инфляцией. Когда же рост цен происходит неожиданно и (или) с темпом, превышающим тот, который ожидали участники рынков, речь идет о неожиданной инфляции, последствия которой представляются более тяжелыми для экономики, поскольку не позволяют индивидам адаптироваться к новой макроэкономической ситуации.

Классификация видов инфляции с указанием (для удобства) английских терминов представлена ниже.

Виды инфляции:

1) по механизму;

• инфляция спроса (demand-pull inflation);

инфляция предложения (издержек) (cost-push inflation);

2) в зависимости от величины и динамики;

ползучая инфляция (creeping inflation);

галопирующая инфляция (galloping inflation);

хроническая инфляция (chronic inflation);

гиперинфляция (hyperinflation);

3) в зависимости от степени предвидения:

• ожидаемая инфляция (expected inflation)•,

• непредвиденная инфляция (unexpected inflation).