Установление особого режима использования загрязненных земель

В соответствии со ст. 14 ЗК загрязненные земли, т.е. земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации.

На таких землях запрещены производство и реализация сельскохозяйственной продукции. Возможность использования их для других целей, а также возможность сохранения находящихся на этих землях жилых домов и производственных объектов, проведения мелиоративных и культуртехнических работ, необходимость установления охранных зон определяют в зависимости от того, насколько превышены нормативы предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.

Например, в районах Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей, наиболее пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, получение сельскохозяйственной продукции, соответствующей санитарным нормам, невозможно без проведения защитных агрохимических мероприятий. И необходимость проведения таких мероприятий будет сохраняться до 2050 г.

Внесение повышенных доз калийных удобрений обеспечивает снижение поступления радионуклидов в продукцию растениеводства до двух раз. Ежегодно нуждаются во внесении повышенных доз калия 48,05 тыс. га.

Известкование и фосфоритование кислых почв позволяет снизить переход радионуклидов из почвы в продукцию растениеводства в полтора раза. Эффект от его проведения отмечается в течение 3–4 лет. Ежегодно нуждаются в известковании и фосфоритовании 26,1 тыс. га.

Коренное улучшение сенокосов и пастбищ является основным реабилитационным мероприятием и позволяет снизить переход радионуклидов из почвы в корма в 6–8 раз. Эффект от проведения соответствующих мероприятий отмечается в течение 6–10 лет. Планируется ежегодно проводить работы по коренному улучшению на площади 2500 га.

Постановлением Правительства РФ от 27.02.2004 № 112 утверждены Правила использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведения на них мелиоративных и культуртехнических работ, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно- бытового обслуживания населения. В соответствии с ними загрязненные земли используют по целевому назначению без установления особых условий их использования и режима хозяйственной и иной деятельности, если уровень загрязнения и показатели его неблагоприятного воздействия на здоровье людей и окружающую среду не превышают установленные нормативы.

В иных случаях устанавливают особые условия использования таких земель либо, если невозможно обеспечение безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции, отсутствуют эффективные технологии восстановления загрязненных земель, они переводятся в земли запаса для консервации. При этом устанавливают охранные зоны и определяют органы, учреждения и организации, обеспечивающие сохранение находящихся на загрязненных землях жилых домов, объектов производственного назначения, социального и культурно-бытового обслуживания населения.

Особые условия использования загрязненных земель и ограничения, связанные с условиями проживания населения и ведением хозяйственной и иной деятельности на них, устанавливают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Тот же орган, который принимал решение о введении указанных ограничений, принимает решение о дальнейшем использовании земель после завершения рекультивационных и иных восстановительных работ.

Лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки и потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.

За нарушение требований по охране земель законодательством предусмотрены меры ответственности, в том числе уголовной и административной.

Но, кроме того, право на земельный участок может быть в установленных законом случаях прекращено принудительно. При этом у собственника земельного участка этот участок может быть изъят при совершении данным лицом земельных правонарушений, перечисленных в ст. 285 ГК, а в отношении лиц, пользующихся земельным участком на ином, кроме собственности, праве, перечень таких правонарушений установлен в ст. 45 ЗК.

Общими для обоих случаев составами правонарушений являются:

1) использование земельного участка не в соответствии с установленным целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

2) использование земельного участка методами, приводящими к существенному снижению почвенного плодородия либо к значительному ухудшению экологической обстановки.

Кроме того, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельным участком могут быть принудительно прекращены при неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:

– отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде (по данному основанию может быть также досрочно прекращена аренда земельного участка по инициативе арендодателя);

– нарушение установленного ЗК режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

– систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв; систематическая неуплата земельного налога.

Однако земельный участок может быть изъят только по решению суда и после применения других мер воздействия на нарушителя. Сначала налагается административное взыскание на лицо, виновное в нарушении земельного законодательства, и одновременно уполномоченный орган государственной власти по осуществлению земельного контроля ему выносит предупреждение.

Такое предупреждение должно содержать указание на допущенное правонарушение; срок, в течение которого оно должно быть устранено; указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения правонарушения; разъяснение прав виновного лица в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок. Если виновное лицо не устранит нарушение в установленный срок, орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет заявление о прекращении права на земельный участок в суд.