Условия для создания

Членство в таможенном союзе существенно уменьшает возможности проведения самостоятельной таможеннотарифной и в целом торговой политики в отношении внешних партнеров, что не всегда является желательным для стран-участниц. В отличие от зон свободной торговли, большинство которых являются двусторонними, таможенные союзы в развивающейся части мира носят только многосторонний характер. Их отличает, как правило, длительность процесса становления.

Таможенные союзы создаются между странами с компактным расположением и общностью границ, исторически сложившимися экономическими связями, определенной социально-культурной и политической близостью. Ряд таможенных союзов сформировался вокруг более экономически развитых и крупных региональных стран. Например, стержнем Южноафриканского таможенного союза является ЮАР, в МЕРКОСУР ведущее положение принадлежит Бразилии, в Совете сотрудничества арабских стран Персидского залива – Саудовской Аравии. Региональным лидерам участие в таможенном союзе гарантирует устойчивые рынки сбыта продукции обрабатывающих отраслей промышленности, обеспечивает определенную экономическую и политическую привязку партнеров. Остальным странам-членам объединения такое участие позволяет увеличить объем и расширить номенклатуру экспорта, улучшить условия вхождения в мировую экономику.

Как правило, формированию таможенного союза предшествует образование зоны свободной торговли. Но некоторые группировки сразу или почти сразу после создания предпринимают шаги по введению атрибутов таможенного союза (МЕРКОСУР). В рамках таможенных союзов развивающихся стран организуют, координируют и регулируют взаимное сотрудничество специально созданные коллективные институты; эти органы являются межправительственными, состоят из министров и других государственных чиновников стран-членов. Отсутствуют жесткие совместные и тем более надгосударственные механизмы управления, что связано, главным образом, с опасениями стран-участниц лишиться части экономического суверенитета, а также угрозой чрезмерной бюрократизации деятельности объединения. Исключением является Андское сообщество наций, в рамках которого создана разветвленная институциональная структура с наднациональными функциями. Однако, в отличие от ЕС, совместные органы не обладают решающими полномочиями. К формированию наднациональных институтов приступил МЕРКОСУР – действуют Постоянный ревизионный суд (для решения торговых споров) и Парламент, призванный следить за соблюдением демократических норм и прав человека. В рамках таможенных союзов, наряду с регулированием торговли товарами и услугами, зачастую осуществляется координация экономической политики в важнейших сферах, реализуются совместные проекты (инфраструктурные, в добывающей промышленности, др.).

В соответствии с правилами таможенного союза, страна- участница не может самостоятельно заключать новые преференциальные соглашения с третьими государствами и группировками или вносить изменения в уже действующие соглашения без согласия других членов. Но на практике встречаются исключения. (Примером является заключение двусторонних соглашений о свободной торговле членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива – Омана и Бахрейна с Соединенными Штатами Америки.)