Управление пассивами (ресурсами) банка

Пассивы коммерческого банка – статьи бухгалтерского баланса, отражающие формирование ресурсов коммерческого банка. В балансах российских коммерческих банков выделяют следующие агрегированные статьи пассивов.

• эмиссия обыкновенных и привилегированных акций, формирующих уставный капитал акционерных банков;

• доли, внесенные участниками на формирование уставного капитала паевых банков;

• собственные акции, выкупленные у акционеров;

• собственные доли уставного капитала паевого банка, выкупленные у участников;

• эмиссионный доход;

• фонды банка (резервный и др.);

• прибыль текущего года и прошлых лет, уменьшенная на величину распределенных средств (нераспределенная прибыль);

• прирост стоимости имущества за счет переоценки;

• субординированный кредит.

Управление пассивами – деятельность, направленная на поддержание ликвидности банка, мобилизацию кредитных ресурсов на рынке и управление эмиссионной деятельностью банка.

Ресурсы коммерческого банка можно разделить на две основные группы: собственный капитал и привлеченные средства.

Собственный капитал представляет собой средства, принадлежащие непосредственно коммерческому банку в период его деятельности.

Доля собственного капитала банка в его ресурсах меньше, чем в других отраслях экономики. За счет собственного капитала банки формируют 12–20% общей потребности в ресурсах для обеспечения своей деятельности, тогда как для промышленных предприятий собственные средства обычно составляют 40–55%. Это объясняется ролью коммерческого банка как финансового посредника.

Управление капиталом банка предполагает:

– поддержание его достаточности;

– выбор оптимального способа наращивания.

Норматив достаточности капитала коммерческого

банка определяется как отношение собственного капитала банка к суммарному объему активов, взвешенных с учетом риска, а его минимально допустимое значение устанавливается в зависимости от размера собственного капитала банка. В настоящее время значение данного норматива в России установлено для банков с капиталом, эквивалентным 5 млн евро и выше, в размере 10%, а с капиталом менее 5 млн евро – 11%. Это значение вписывается в стандарт норматива достаточности капитала, установленный Базельским комитетом по банковскому надзору – 8%.

Источники прироста капитала коммерческого банка делятся на внутренние и внешние.

К внутренним источникам относятся:

– нераспределенная прибыль банка;

– переоценка фондов банка.

К внешним источникам относятся:

– выпуск обыкновенных и привилегированных акций;

– выпуск капитальных долговых обязательств (облигаций);

– выпуск субординированных обязательств;

– продажа активов и аренда недвижимого имущества.

Важнейший источник наращивания капитала – нераспределенная, т.е. оставшаяся в распоряжении банка, прибыль. Для акционерных банков, которых в настоящее время бо́льшая часть, размер нераспределенной прибыли связан с дивидендной политикой банка. Согласно этой политике определяются доли прибыли, которые выплачиваются акционерам в виде дивидендов, остаются в виде нераспределенной прибыли и реинвестируются.

Низкий уровень прибыли, направляемой на прирост капитала, ведет к медленному росту капитала банка, повышая тем самым риск банкротства, сдерживая рост активов и соответственно доходов. Высокая доля прибыли, направляемая на прирост капитала, приводит к снижению выплачиваемых дивидендов. Вместе с тем, высокие дивиденды ведут к росту курсовой стоимости акций банка, что облегчает наращивание капитала за счет внешних источников. Дивиденды в этом случае выполняют двойную функцию: увеличивают доходы акционеров и облегчают наращивание капитала путем дополнительного выпуска акций. Оптимальной дивидендной политикой будет та, которая приведет к максимизации рыночной стоимости инвестиций акционеров. Банк сможет привлечь новых акционеров и сохранить прежних, если доходность акционерного капитала, по крайней мере, равна доходности инвестиций в другие сферы бизнеса с той же степенью риска.

Наращивание капитала банка за счет дополнительных эмиссий акций связано с высокими издержками. Окончательный выбор источника увеличения капитала делается с учетом совокупности разных факторов.

Однако основной объем банковских ресурсов формируется за счет привлеченных средств, которые банк аккумулирует в процессе проведения депозитных и недепозитных операций.

Депозитные операции – операции банков по привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады либо на определенный срок, либо до востребования. Осуществление депозитных операций предполагает разработку каждой кредитной организацией собственной депозитной политики, под которой следует понимать совокупность мероприятий кредитной организации, направленных на определение форм, задач, содержания банковской деятельности по формированию банковских ресурсов, их планированию и регулированию.

Недепозитные операции связаны с выпуском долговых обязательств (облигаций, векселей) и привлечением межбанковских кредитов.

Конечной целью управления привлеченными средствами любого коммерческого банка является увеличение объема ресурсной базы при минимизации расходов банка и поддержании необходимого уровня ликвидности с учетом рисков всех видов.

Для достижения этой цели в процессе организации управления привлеченными средствами коммерческому банку следует:

– разнообразить депозиты по срокам, размерам и формам, обязательно выделяя депозиты до востребования, срочные и вклады населения;

– особое внимание уделять срочным депозитам, которые в наибольшей степени поддерживают ликвидность баланса банка и имеют самый низкий норматив резервных требований;

– постоянно отслеживать остатки средств на расчетных (текущих) счетах и обороты по ним, при наличии на отдельных счетах постоянного остатка средств рекомендовать владельцам переводить их на счета срочных депозитов (возможно, на условиях компенсационного депозита под кредит);

– сводить к минимуму свободные ресурсы средств на депозитных счетах (т.е. не использованных в активных операциях);

– проводить процентную политику, обеспечивающую привлечение клиентов-вкладчиков и процентную маржу (разницу между взимаемыми и выплачиваемыми процентами) не ниже, чем в сопоставимых банках.