Управление отдельными территориями

В последнее время особое внимание уделяется развитию отдельных территорий. Образование Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), выделенного из состава Южного федерального округа Указом Президента РФ от 19 января 2010 г. № 82, стало первым изменением числа федеральных округов с момента их учреждения в 2000 г.

В СКФО входят: Республика Дагестан; Республика Ингушетия; Кабардино-Балкарская Республика; Карачаево-Черкесская Республика; Республика Северная Осетия – Алания; Ставропольский край; Чеченская республика, совокупная площадь которых составляет около 1% площади территории РФ.

Особенностью управления СКФО является то, что его руководитель наделен одновременно полномочиями заместителя Председателя Правительства РФ и Полномочного Представителя Президента РФ, что случилось впервые в российской практике и имеет целью создать эффективную модель оперативного решения экономико-социальных проблем округа, который в силу нестабильности экономической и социально-политической обстановки, крайне низкого уровня развития экономики и социальной сферы, характеризующейся высокой степенью безработицы, сложной криминогенной обстановкой и напряженной этнополитической ситуацией, не обладает инвестиционной привлекательностью. В Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 6 сентября 2010 г. № 1485-р, определены основные направления, способы и средства достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности РФ на вышеуказанных территориях, основой которых является создание благоприятных условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитых транзитных инфраструктур.

Однако поскольку естественные преимущества Северо- Кавказского федерального округа пока остаются нереализованными, постольку отдельные субъекты РФ, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, остаются наименее экономически развитыми субъектами РФ.

Главной целью Стратегии является обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики в субъектах РФ, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, создание новых рабочих мест, а также повышение уровня жизни населения.

С целью более эффективного развития Дальнего Востока была создана Государственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области, на которую были возложены функции координационного и совещательного органа, обеспечивающего выработку и согласование позиции Правительства РФ по вопросам развития указанных регионов. Учитывая, что Дальневосточный федеральный округ (ДФО) занимает более трети территории нашей страны, на которой проживает сравнительно небольшое количество людей – шесть миллионов человек, создать благоприятные условия для жизни и работы людей, реализовать потенциал Дальнего Востока и Восточной Сибири возможно только максимально интегрировав эти территории в национальное экономическое пространство.

Для решения поставленных задач постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 664 создано Министерство РФ по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвитие России), которое возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Одновременно он же является Полномочным представителем Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе. Главной целью его деятельности является выполнение на территории ДФО функции по координации деятельности по реализации госпрограмм и федеральных целевых программ, в соответствии с которыми осуществляется контроль региональных органов и управление имуществом, расположенным на территории округа. Минвостокразвитие России осуществляет следующие функции на территории ДФО: координирует деятельность по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, в том числе долгосрочных, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством РФ; управляет федеральным имуществом (за исключением лесного фонда, участков недр и особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также имущественных комплексов открытых акционерных обществ, федеральных государственных предприятий, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом РФ); контролирует осуществление органами государственной власти субъектов РФ полномочий Российской Федерации, переданных им в соответствии с законодательством РФ.