Лекция 41. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Важное место в воспитании подрастающего поколения принадлежит приемной семье. Действенность воспитания зависит от множества факторов.

В результате изучения главы 41 студент должен:

знать

• особенности привлечения и подготовки приемных родителей к приему ребенка;

• сущность и особенности адаптации ребенка и приемной семьи;

• принципы и технологию социально-педагогического сопровождения приемной семьи;

• пути повышения уровня воспитательных компетенций родителей, принимающей семьи;

уметь

• анализировать привлечение и подготовку приемных родителей к приему ребенка;

• определять пути повышения уровня воспитательных компетенций родителей, принимающей семьи;

владеть

• методами помощи обустройства ребенка в приемной семье и повышения уровня воспитательных компетенций родителей, принимающей семьи.

Привлечение и подготовка приемных родителей к приему ребенка

Формирование принимающей семьи является сложным и ответственным периодом. От него во многом зависит ее успешность в адаптации и воспитании ребенка. Этот период включает ряд этапов:

– привлечение к приемному родительству;

– отбор кандидатов к приемному родительству;

– подготовка кандидатов к созданию приемной семьи и принятию ребенка;

– подготовка ребенка к переходу в приемную среду;

– оформление семейного устройства ребенка.

Охарактеризуем их подробнее.

Привлечение к приемному родительству. От того, кто становится приемными родителями, во многом зависит благополучие ребенка в ней, а также то, с кем придется в дальнейшем работать специалисту, чтобы помочь приемным родителям преодолеть проблемы и трудности его адаптации и воспитания.

Наиболее характерными ошибками на этом этапе являются:

– давления на жалость, стремление показать несчастного, беззащитного сироту;

– заинтересовать возможных родителей материально;

– призвать к моральному долгу.

При таком подходе решение о приемном родительстве нередко принимают люди с пограничными расстройствами психики, неконструктивно мотивированные, корыстные, неадекватные, желающие поставить эксперимент по воспитанию никому ненужного ребенка. Такие люди не соответствуют минимальным требованиям, предъявляемым к приемным родителям. Работать с такими заявителями сложно, они тратят массу времени специалиста, а передача детей им нецелесообразна.

Целевые группы, которым можно доверить воспитание детей с точки зрения требований закона и педагогически целесообразного формирования полноценной семьи, способной создать наиболее благоприятную семейную среду для приемного ребенка, его социализации и воспитания оцениваются по совокупности показателей, определенными Гражданским и Семейным кодексами, Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", а также правилами утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", а также региональным законодательством. К таким важнейшим требованиям относятся:

– личное согласие гражданина, а также письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с ним, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;

– состояние здоровья;

– материальные и жилищные условия семьи;

– рекомендации специалистов по подобру людей, имеющих позитивную мотивацию и хорошие личные ресурсы;

– документ, подтверждающий прохождение подготовки стать опекуном.

Например, в качестве приемной семьи может выступать полная, социально активная, не очень молодая, но и не пожилая, у которой уже есть опыт воспитания детей, нормальная материальная база и хорошая родственная поддержка.

Отбор кандидатов к приемному родительству. Задача отбора отсеять граждан, не подходящих для создания принимающей семьи по различным основаниям. Самый простой, но недостаточный способ – отсев по показателям, прямо указанным в нормативных документах. Такими показателями являются:

– доход семьи усыновителя;

– наличие постоянного места жительства;

– наличие или отсутствие судимости;

– заболевания, установленные в перечне ограничений для принимающих семей.

Однако не все требования могут быть выражены однозначно. Так не существует четких указаний по качеству жилищно-бытовых условий, составу семьи и множеству других факторов, существенно влияющих на эффективность принимающей семьи.

Важным фактором создания приемной семьи выступает мотивация родителей. Ее истинный характер выявить весьма сложно. Далеко не всегда потенциальные родители формулируют ее достаточно откровенно.

Даже хорошо отобранные, кандидаты, соответствующие всем предъявляемым критериям, без специальной подготовки могут не справиться с проблемами, возникающими в процессе адаптации ребенка в приемной семье и его воспитания.

Подготовка кандидатов к созданию приемной семьи и принятию ребенка. Ее задача – помочь кандидату определиться, способен ли он справиться с предстоящими проблемами и трудностями, выдержит ли он и его семья нагрузки ее и ребенка адаптации в новом качестве – "приемные родители", морально подготовиться к этому этапу, получить необходимые знания и умения для успешного создания семьи с приемным ребенком. Подготовка в большой степени дополняет отбор. Практика свидетельствует о том, что в процессе занятий нередко будущие родители, осмысливая перспективы и, опираясь уже на свое понимание проблем и трудностей, с которыми они столкнутся при построении приемной семьи, приходят к осознанию того, что пока не готовы справиться с воспитанием ребенка и решению отказаться от создания принимающей семьи.

Кандидаты к созданию приемной семьи нуждаются в следующих знаниях, определяющих их подготовку как будущих приемных родителей:

– детской возрастной психологии – для понимания основ и особенностей психического развития ребенка: его черт характера и привычек; влияние государственного учреждения на психологию формирующегося ребенка, представления о депривации;

– возрастной педагогики – для усвоения основ ухода и воспитания ребенка: основ общения, взаимодействия с ребенком, принятого из государственного учреждения, особенностей ухода за ним и его воспитания, методов воспитания, убеждения, поощрения и принуждения, основ коррекции в воспитании;

– педагогики и психологии приемной семьи – осмысление существа благополучия приемной социокультурной среды семьи и семейного воспитания: психологического климата приемной семьи, социокультурной среды и ее совершенствования, педагогического потенциала семьи и возможностей его повышения, адаптации ребенка в приемной семье, основ воспитания в ней, проблем и трудностей;

– основ медицинских знаний – необходимая медицинская информированность, обеспечивающая уменьшение тревожности родителей относительно состояния здоровья детей в учреждении и необходимая для ухода за ребенком и его воспитания: болезней, характерных для детского возраста, типичных мифов о наследственности, умения разбираться в медицинской документации ребенка;

– основ правовых знаний – правовая компетентность приемных родителей: процедуры поиска ребенка на выбранную форму семейного устройства, оформления разрешительных документов, прав и обязанностей принимающих родителей и нового члена семьи, льгот на приемного ребенка.

Подготовка ребенка к переходу в приемную среду. Чем старше ребенок, тем важнее и качественней должна проходить такая подготовка. Он должен представлять себе, что такое семья, каков типичный уклад, иерархия, какое место он должен занять в ней. Его подготовку делят на общую, независимо от того в какую семью ребенок попадет, и индивидуальную.

Общая часть подготовки включает знакомство ребенка с семьей, ее укладом, местом и ролью каждого члена семьи.

Индивидуальная подготовка начинается при появлении конкретной семьи и проводится с учетом особенностей семьи и ребенка, выбранной формы семейного устройства и ситуации. Эта часть подготовки осуществляется специалистами учреждения на основе индивидуального планома. Он представляет специально подготовленную программу сближения ребенка и семьи, которая включает знакомство планируемых родителей и ребенка друг с другом, представление возможности для общения и лучшего познания друг друга, разъяснения ребенку его место в будущей семье, усвоения определенных норм и правил первичного взаимодействия с новыми родителями, а также другие вопросы в зависимости от складывающейся ситуации подготовки ребенка.

Оформление семейного устройства ребенка включает ряд этапов:

– подготовка заявителями первичных документов, включая получение справок и проведение обследований;

– проверка и рассмотрение представленных заявителем документов и подготовка на их основании заключения органа опеки и попечительства о возможности для заявителя быть усыновителем или опекуном;

– поиск, выбор ребенка, знакомство с ним и его документами, проведение независимого медицинского обследования;

– рассмотрение органами опеки соответствия установления усыновления или опеки интересам конкретного ребенка и оформление правоустанавливающих документов.

Опека над ребенком устанавливается органами опеки и попечительства путем принятия акта о назначении опекуна по месту нахождения ребенка и в некоторых случаях по месту жительства опекуна. Усыновление производится в судебном порядке гражданским судом по месту нахождения ребенка.

С получением правоустанавливающих документов, хлопоты новых родителей и специалистов по созданию семьи с приемным ребенком не заканчиваются, а, по сути, только начинаются. С появлением ребенка в семье изменяется вся ее семейная и социальная динамика. Процесс формирования нового семейного сообщества требует постоянного внимательного наблюдения и поддержки – сопровождения.