Управление мотивацией

Составить первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения можно, наблюдая отношение школьника к учению. Исследования позволяют выделить несколько ступеней включенности обучаемого в процесс учения[1]:

1) отрицательное отношение;

2) безразличное (или нейтральное);

3) положительное-1 (аморфное, нерасчлененное);

4) положительное-2 (познавательное, инициативное, осознанное);

5) положительное-3 (личностное, ответственное, действенное).

Для отрицательного отношения школьников к учению характерны бедность и узость мотивов, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежелание учиться, негативное отношение к школе, учителям. Безразличное отношение имеет те же отличительные характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов. Способный, но ленивый – вот правильная характеристика обучаемых, принадлежащих к данному типу.

На различных уровнях положительного отношения школьников к учению наблюдается постепенное нарастание мотивации – от неустойчивой до глубоко осознанной, а потому особенно действенной. Наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели. В учебной деятельности наблюдаются поиск нестандартных способов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования

Отношение школьников к учению учителя-практики обычно характеризуют активностью – именно активность (учения, освоения содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) соприкосновения обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности выделяют следующие компоненты:

• готовность выполнять учебные задания;

• стремление к самостоятельной деятельности;

• сознательность выполнения заданий;

• систематичность обучения;

• стремление повысить свой личный уровень и др.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения школьников – самостоятельность, связанная с определением объекта, средств деятельности, ее осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность школьников неотделимы: более активные школьники, как правило, и более самостоятельны; недостаточная собственная активность школьника ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью школьников традиционно называют активизацией. Ее можно определить как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности обучаемых, повышение качества учебно- воспитательного процесса. Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность школьников. Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны:

– отстаивать свое мнение;

– принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

– ставить вопросы своим товарищам и учителям;

– рецензировать ответы товарищей;

– оценивать ответы и письменные работы товарищей;

– заниматься обучением отстающих;

– объяснять более слабым ученикам непонятные места;

– самостоятельно выбирать посильное задание;

– находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

– создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

– решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Все новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду прежде всего повышение активности школьников: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, несет огромную познавательную ценность. Большие возможности на этом пути открывает внедрение в учебный процесс нового поколения интерактивных учебных пособий, вынуждающих обучаемых постоянно отвечать на вопросы, поддерживать обратную связь; специализированных компьютерных программ, мультимедийных обучающих систем, постоянно текущего тестового контроля достижений. Режим обучения, создаваемый этими средствами, иногда бывает настолько активным, что вызывает обеспокоенность учителей чрезмерным напряжением органов чувств и умственных сил обучаемых.