Лекция 13. УЧЕТ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать, что такое влияние национально-психологических особенностей на восприятие и оценку воспитательных воздействий в многонациональном коллективе;

уметь прогнозировать поведение людей разных национальностей с учетом их национально-психологических особенностей;

владеть устойчивыми представлениями об организации и осуществлении воспитательной работы с учетом национально-психологических особенностей людей.

Национально-психологические особенности обладают способностью влиять на эффективность воспитательной работы среди представителей разных народов.

Это помогает, с одной стороны, находить у каждой этнической общности определенные закономерности восприятия воспитательных воздействий, свои специфические традиции воспитания и впоследствии учитывать их в общественной жизни в конкретном национальном регионе. Например, известно, что в республиках Северного Кавказа беспрекословным уважением пользуются люди преклонного возраста. Привлечение их к процессу воспитания молодого поколения, опора на их авторитет среди земляков являются эффективными средствами сплочения многонациональных коллективов, фактором стабильности их развития и эффективного вовлечения в различного рода социальные отношения.

Вместе с тем фиксация своеобразия отношений в многонациональном коллективе (для чего можно использовать специальные методики исследования), на которые влияют национально- психологические особенности его представителей, позволяет находить дополнительные возможности для повышения эффективности педагогических воздействий со стороны руководителей, социальных работников и социальных педагогов, оценивать правильность и продуктивность тех или иных культурно-просветительных и массовых мероприятий. Например, анализ опыта пропагандистской деятельности среди населения Северного Кавказа в условиях постоянной напряженности в этом регионе свидетельствует: в тех случаях, когда апелляция к национальному самосознанию представителей этих народов не учитывала своеобразия их традиций и привычек в сфере воспитания, своеобразных, специфических форм бытового и общественно-политического восприятия людей других национальностей, их действий, поступков и каждодневного поведения, возникало устойчивое чувство недоумения и недовольства, а потом и противодействие, как правило, переходившее в конфликты. И наоборот, когда традиционно усвоенные и внедренные в практику межличностных отношений воздействия на психологию представителей этих национальностей в полной мере принимались во внимание, можно было рассчитывать на положительные результаты.

Сегодня в функционировании национальной психологии в нашем обществе наблюдается несколько специфических нюансов. В годы культа личности, в последующий период застоя руководство страны расценивало акцентирование особенностей национального языка и мышления, традиций и обычаев как рецидивы национализма. Поэтому в условиях демократии и гласности в некоторых регионах страны наблюдается излишнее пристрастие к ритуализованной национальной форме реагирования на местные проблемы, к обостренному национальному самовыражению, к аффективным национально окрашенным переживаниям. Болезненное реагирование на любые действия центрального руководства стало обычным явлением; последнее часто обвиняют в непонимании национальных традиций и привычек конкретных народов.

Надо сказать, что на национальном своеобразии своих народов спекулируют некоторые националистически настроенные политические лидеры. По этой причине от руководителей многонациональных коллективов, социальных работников и педагогов требуются не только величайшая осторожность и профессионализм, но и осмотрительность, такт, культура, ровное и равное отношение к людям разных национальностей.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в различных формах проявления национальной психологии представителей многочисленных народностей и народов нашей страны присутствуют элементы возрождающихся религиозных отношений. Некоторые церковные деятели начинают прибегать к мировоззренческим, политическим и иным средствам контроля за национальным сознанием народов. В республиках Поволжья, Сибири и Северного Кавказа, других регионах распространяются специфические обряды проведения собраний, митингов, манифестаций, в ходе которых широко используются религиозная символика и культовые атрибуты, насаждаются своеобразные формы массового религиозного восприятия и реагирования на события и явления.

В настоящее время руководители, социальные работники и социальные педагоги, не учитывающие подобного рода виды общения и влияния на массы, без сомнения, оказываются в затруднительном положении. Необходимы серьезное осмысление и целенаправленный учет религиозных, нравственных и воспитательных ценностей, свойственных для взаимоотношений представителей той или иной этнической общности. При этом не должно быть и бездумного потакания националистически настроенным представителям отдельных наций; требуется вдумчивое прогнозирование их поведения, в том числе под влиянием религиозных и национальных установок.