Лекция 4. Воспитание и обучение восточных славян

Будь ты, мое дитятко ненаглядное, светлее солнышка, милее вешнего дня, светлее ключевой воды, белее ярого воска, крепче камня горючего...

Из восточнославянского заговора матери

Родоплеменные и семейные представления об образовании

Развитие взглядов древних восточных славян на образование соответствовало их общинно-родовому и семейно-патриархальному образу жизни, среде обитания. Из-за отсутствия естественных границ проживания (в виде морей, горных массивов), вследствие частых набегов кочевых племен, в результате довольно сурового климата у восточных славян сформировалось особое устройство оседлого сельского общинно-семейного труда, воспитания и совместной обороны.

Сохранение племени, рода, семьи являлось главным смыслом жизни и воспитания. Отдельный человек мог выжить только при поддержке родственников. Людей объединяла так называемая круговая порука. Жизненный уклад определил сущность и особенности взглядов на воспитание, развитие которых происходило в логике эволюции конкретно-исторических трудовых, эстетических, религиозно- нравственных ценностей, определенного мироощущения, сложившихся под влиянием образа существования и воспитания. Восточные славяне были приучены к тяжелому труду, физически крепки и закалены ("легко переносят жар, холод, дождь, наготу, нехватку в нище"). Не следует идеализировать нравы восточных славян. Они враждовали родами, убивали друг друга. Дикое варварство сочеталось с такими качествами, как добронравие, свободолюбие, гостеприимство.

Анимистические взгляды па образование

Как и у других древних племен, взгляды восточных славян на воспитание и обучение были предопределены особым миросозерцанием. Педагогические воззрения уходили корнями в отношение к окружавшей природе, изобиловавшей непроходимыми лесами, светло струйными реками, темными болотами, степными просторами. В представлениях о природе проявились образность, фантазия, священные отношения с окружающим сонмом богов и мифологических существ. Мир воспринимался как прекрасный жизненный дар, без изначального зла. Подобное мироощущение побуждало в воспитании к стремлениям слиться с природой, извлечь из нее пользу соплеменникам.

Восточные славяне считали себя сыновьями бога неба (Сварог), поклонялись богам солнца (Дажбог, Велес, Хоре), грома и молнии (Перун), ветров (Стрибог). Природа (Мать- Земля сыра, Матушка-Земля) виделась населенной существами, многих из которых следовало опасаться (лешие, водяные). С малолетства учили почитать предков – рода (или щура) и рожениц. С ослаблением родовых связей их место занял покровитель семьи – дедушка домовой.

Зарождение педагогических воззрений

Своим возникновением педагогическое сознание древних славян обязано служителям культов. Волхвы, ведуны сделались носителями первых идеалов воспитания и обучения. Зачатки педагогической мысли возникали на уровне обыденного сознания и аккумулировались в определенные традиции.

На заре истории восточных славян, как у остальных первых человеческих цивилизаций, происходили глубинные перемены в осознании воспитания и обучения: качественно пересматривались способы передачи культурного наследия предков. Господствующим оставалось понимание воспитания как группового, коллективного действа. Старшие учили младших, что наиболее достойное занятие человека – повседневный труд земледельца и что его первейшая обязанность – охрана этого труда. С молоком матери, с первых осознанных поступков впитывалась идея жертвенности во имя сохранения жизни сородичей. Детей учили быть беспощадными к обидчикам близких, стыдиться забывать нанесенные врагами обиды.

Каждый человек приучался подчиняться главе рода, общины, племени, нести ответственность за соблюдение общих интересов. Идея подчинения и одновременно отеческого покровительства и защиты со стороны соплеменников была естественной сутью духовного развития и воспитания.

Идеи воспитания откладывались в устном народном творчестве. Пословицы, поговорки и т.п. в художественной форме формулировали понятия, истины, наставления, поучения, пожелания, касавшиеся жизненных принципов, занятий хлебопашеством, бортничеством, рыболовством и пр.: "Держись за соху: она кормилица"; "Без труда не вынешь рыбку из пруда", "Работа да руки – надежные в людях поруки"; "Добро творить – себя веселить" и др. Идеи воспитания и обучения хранились в народной аграрно-календарной поэзии (пастушеские, ритуальные, сезонные песни и пр.). До наших дней дошли, например, игровые песни, которые, по сути, кратко учили подсечному земледелию, обмолоту овса, изготовлению льняного полотна и т.п.: "А мы просо сеяли-сеяли..."

Народная педагогика вводила в мир природы, передавала вековые приметы, помогавшие избегать неурожая, спасаться от природных стихий, например: "Месяц красен – к дождю"; "Во время дождя – подальше от дуба"; "Кукушка закуковала – пора лен сеять"; "Овес сей, когда береза распускается" и др. Народная педагогика давала образцы вежества – правил поведения, умений "слово молвить": "От учтивых слов язык не отсохнет"; "В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив"; "Не стыдно молчать, когда нечего сказать".

По мере усложнения жизнедеятельности менялись задачи и способы передачи социального опыта. На исходе языческой эпохи, с конца IX в., новым средством общения на Руси становится письменность. Укрепляется осознание необходимости организованного педагогического воздействия под началом специально назначаемых для этого лиц. Руководство воспитанием подростков, особенно умственным и нравственным, постепенно переходит к умудренным жизнью старцам: "Молодой работает, а старый ум дает".