Воспитание и обучение в Индии

Обучение и воспитание, согласно индуистско-буддийской традиции, имели сугубо религиозно-философскую основу и не являлись прерогативой государства. Индуизм рассматривал обучение как дело семьи и касты. Буддизм предложил идеи толерантного образования, нс подвластного кастовым различиям. Им была отвергнута традиция домашнего обучения. Считалось, что педагогические функции могли осуществлять лишь монахи. От учеников ждали полного послушания, нарушителей дисциплины изгоняли.

Традиционная теория и практика индуистского и буддийского образования пришла в упадок в XI–XII вв., когда значительная часть Индостана оказалась под властью вторгнувшихся мусульман. Огню были преданы многие индуистские храмы и буддийские монастыри, хранилища рукописей. Чинились препятствия развитию культуры и образования индусов и буддистов. Лишь много позже властители стали благосклоннее относиться к обучению немусульманского населения.

Помимо традиционных религиозно-философских учений – брахманизма и буддизма, в рамках которых эволюционировали педагогические идеи, заметный отпечаток на теорию и практику воспитания и обучения накладывал ислам. Влиятельный исламский ученый и политик Абу-л Фазл Аллами (1551–1602) источником человеческих пороков считал дурное воспитание. Правоверный мусульманин, Аллами признавал, впрочем, божественную предопределенность жизни и характера человека. Мусульманская педагогическая концепция носила заметно интеллектуалистский смысл. Считалось, что вершины воспитанности достигает человек, познавший и активно использующий знания – "истинные идеи". Предполагалось, что усвоению истинных идей мешают два препятствия: неточность слов и неясность мысли. Предлагалось находить адекватные слова и мысли для понимания истинных идей. Среди наук, необходимых для решения таких педагогических задач, на особое место ставилась логика.

Ислам в Индии занял по сравнению с индуизмом и буддизмом иную позицию при оценке места семьи и государства в воспитании и обучении. Некоторые из идеологов мусульманства рассматривали перспективу диалога с индусами и буддистами в сфере образования. Примечательны в этом отношении взгляды императора Джелаль-ад-дин Акбара (1542–1605) и его ближайшего советника Аллами. Они провозгласили цель путем образования более эффективно и организованно готовить верных слуг государства вне системы домашнего обучения. Выступая против религиозного фанатизма и сословности обучения, Акбар и Аллами намеревались ввести для всех жителей, независимо от касты и вероисповедания, единое светское образование. Они провозгласили веротерпимость в системе образования и открыли двери мусульманских учебных заведений для индусов и буддистов, чтобы те могли готовиться к государственной службе.

Акбар и Аллами планировали ввести в обязательные учебные планы светские науки: арифметику, алгебру, геометрию, медицину, агрономию, основы управления, астрономию. Был составлен обширный список предметов, которые рекомендовалось изучать. Новшества отразили стремления приблизить воспитание к практическим потребностям своего времени. Вот как об этом говорил Акбар: "Никто не должен пренебрегать требованиями дня".

Отсутствие материально-педагогических предпосылок, серьезного контроля, мусульманский фанатизм последующих правителей привели к тому, что планы Акбара и Аллами по большей части остались не реализоваными.

Изменения в системе образования

В средневековой Индии (V–XVII вв.) в результате сближения брахманской и буддийской педагогических традиций складывается единая культурно-образовательная система.

Важной тенденцией можно считать нарастание различий в воспитании и обучении индуистов, принадлежавших к высшим кастам. Образование религиозно-философской направленности адресовалось брахманам, чьи дети готовились к занятиям священнослужителей. Усиливалась практическая направленность обучения представителей других высших каст. Вайшья, например, должен был уметь сеять и различать плодородные и неплодородные земли, измерять вес, площадь, объем и пр., знакомиться с основами географии, изучать иностранные языки, набираться опыта в торговых сделках и т.д. Все эти знания приобретались не только у учителей, но и родителей.

Обогащалась программа обучения в буддийских монастырях. Помимо окрашенной буддизмом философии и логики, в обучение были включены грамматика, лексикология, медицина. Максимальные сроки обучения составляли 10–12 лет.

Система мусульманского образования, будучи сходна с той, которая существовала в арабском мире, имела свои особенности. Образование можно было получать с помощью домашних учителей и в школах. Организованное образование предназначалось для мужчин. Но почти каждая богатая семья приглашала учителей для обучения девочек. Школы существовали при мечетях и монастырях. Доминировало обучение у частных учителей и в частных заведениях. Материальная поддержка зависела от каприза властей и богатых покровителей. В конце обучения преподаватели могли рассчитывать на плату от учащихся. Постоянным приработком была переписка рукописей, за которую платили немалые деньги.

Существовали четыре типа мусульманских заведений начального и повышенного общего образования: школы Корана (чтение Святой книги, без уроков письма и счета); персидские школы (счет, чтение и письмо на образцах персидской поэзии); школы персидского языка и Корана (сочетание программ в школах двух первых типов); арабские школы для взрослых (чтение и толкование Корана, литературное образование преимущественно в духе персидской традиции).

Высшее образование получали в медресе и даргабах. Даргабы располагались в монастырях (один из наиболее крупных в Дели). В XV–XVII вв. высокой репутацией пользовались десятки медресе Хайрабада, Джампура, Фирозабада. В них учились тысячи студентов различных конфессий, преподавали известные ученые и литераторы со всего мусульманского Востока. Обучение шло на персидском языке (фарси), который использовали чиновники и ученые. Мусульмане в обязательном порядке изучали и арабский язык. В программу входили риторика, логика, метафизика, теология, литература, юриспруденция. Обучение было по преимуществу устным. Постепенно учебная литература, которой пользовались студенты, становилась все более многообразной.