Цели, задачи и основные принципы банковского маркетинга

Цели и задачи банковского маркетинга непосредственно вытекают из общих целей и задач деятельности того или иного банка, обусловленных его ролью и конкурентным положением на рынке финансовых услуг, действием факторов внешней среды, его ресурсным потенциалом, миссией и т.п.

Под миссией какой-либо организации, в том числе банка, понимается его значимость для клиентов, акционеров, экономики государства, граждан и общества в целом, т.е. обоснование его существования и результатов экономической и социальной деятельности. Миссия банка является отправной точкой для формирования его целей и задач, разработки стратегий и планов. Цели деятельности банка отражают конкретные направления его работы. В соответствии с определением миссии банка их подразделяют на экономические (рыночные) и социальные. Основные цели деятельности банка (система целей) на рынке представлены на рис. 5.3.

Рис. 5.3. Система рыночных целей деятельности банка

В соответствии и на основе целей и задач банка строятся цели и задачи маркетинга.

Первой важнейшей целью банка является достижение максимального уровня удовлетворения спроса клиентов как по его количественным параметрам (объему и структуре), так и по качественным (стандартам качества продуктов (услуг), уровню индивидуального обслуживания и т.д.).

Вторая основная маркетинговая цель коммерческого банка - завоевание определенной доли рынка банковских продуктов (услуг). Именно показатель доли рынка свидетельствует о конкурентном положении, поэтому является интегральным показателем успеха или неудачи рыночной деятельности банка.

Рост доли рынка обеспечивается и совершенствованием структуры клиентской базы при неизменном количестве клиентов за счет увеличения прибыльности операций в результате комплексности их предоставления и повышения качества обслуживания имеющихся клиентов.

Третья значимая маркетинговая цель коммерческого банка - формирование и поддержание желаемого имиджа. Маркетинговой составляющей при реализации дайной цели является создание и поддержание эффективной системы коммуникаций, позволяющей банку постоянно находиться в информационном взаимодействии с указанными лицами и организациями в целях формирования у них образа бренда банка как надежного и внимательного, ориентированного на потребности клиентов, партнера.

Как и общие цели банка, маркетинговые цели должны быть выражены в конкретных показателях, быть измеримыми, реальными, иметь временную определенность и этапность достижения, а также совместимыми с маркетинговыми целями структурных подразделений (отделений, филиалов, представительств и т.п.).

Для реализации указанных основных маркетинговых целей банку необходимо решать следующие задачи:

o создание и постоянное пополнение (совершенствование) базы данных о целевых клиентах, конкурентах, бизнес-партнерах, конкурентоспособности предоставляемых на рынке продуктов (услуг), структурированной по приверженности потребителей банку, объемам и особенностям предъявляемого спроса, потребительского поведения и т.п.;

o организация и проведение маркетинговых исследований поведения потребителей, процесса формирования спроса на банковские продукты (услуги), его прогнозирование на планируемую перспективу, требований потребителей к ассортименту и качеству банковских товаров, уровня их удовлетворенности качеством обслуживания, потребительских оценок имиджа бренда банка и др.;

o разработка па основе результатов проводимых исследований перспективного ассортимента продуктов (услуг) в соответствии с будущими параметрами спроса целевых потребителей, а также проведение мероприятий но повышению уровня их удовлетворенности качеством обслуживания;

o разработка и реализация ценовой политики банка, ориентированной на индивидуальное обслуживание клиентов, особенно прибыльных и приверженных банку;

o разработка и реализация мероприятий но распространению продуктов (услуг) банка, включая индивидуальное и дистанционное обслуживание клиентов с использованием перспективных технологий, средств и методов продаж (мобильный, интернет-банкинг и др.);

o разработка и осуществление мероприятий по реализации коммуникационной политики банка в части информационного обеспечения деятельности по сохранению имеющихся и привлечению новых клиентов, повышению качества их обслуживания, формированию спроса на новые продукты (услуги), созданию и развитию имиджа банка и пр.;

o контроль над эффективностью деятельности банка па рынке, включая контроль над уровнем удовлетворенности целевых клиентов всеми аспектами взаимодействия с банком;

o разработка предложений по совершенствованию рыночной деятельности банка для руководства данного учреждения.

В соответствии с указанными основными маркетинговыми целями и задачами банка основными принципами банковского маркетинга являются:

o ориентация всей деятельности банка, включая работу всех его подразделений, на удовлетворение спроса целевых потребителей;

o обеспечение своевременного выявления проблем клиентов и оперативное реагирование на изменение их спроса;

o ориентация при планировании, разработке и реализации продуктов и услуг банка, формировании ценовой, сбытовой и коммуникационной стратегий на долгосрочное взаимодействие с каждым клиентом;

o переход от практики пассивного приспособления управленческой деятельности банка к рыночным условиям и активному формированию спроса каждого целевого потребителя на новые продукты и услуги;

o нацеленность на информационное и консалтинговое обеспечение имеющихся и потенциальных клиентов банка в процессе принятия ими решений по выбору и пользованию его продуктами и услугами;

o обязанность использования новейших информационных технологий для обеспечения прямых контактов с каждым клиентом, предоставления ему полной и достоверной информации, консультационной помощи с целью эффективного удовлетворения спроса, предъявляемого на продукты и услуги банка.