Лекция 6. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Рынок труда — это система социально-экономических отношений между наемными работниками и работодателями (в лице государственных организаций и предпринимателей) по поводу условий труда, величины его оплаты, уровня квалификации работников, объема, интенсивности, степени ответственности по поводу выполняемой работы. Этот рынок выполняет функцию распределения и перераспределения трудовых ресурсов по сферам и отраслям экономики в соответствии с действиями закона спроса и предложения на основе стоимостных принципов согласования интересов между субъектами рынка труда — наемными работниками и работодателями. Торг происходит но поводу покупки только одного вида труда, который способен выполнять работник.

Рынок труда включает следующие элементы: спрос на рабочую силу; предложение рабочей силы; цену рабочей силы.

Спрос на рабочую силу — это потребность экономики в определенном количестве работников на конкретный момент времени. Общий спрос равен численности занятых плюс количество имеющихся вакансий.

Предложение рабочей силы — это потребность трудоспособного населения в получении работы по найму. Количественно оно равно числу лиц, выходящих па рынок труда и обращающихся по вопросам найма на предприятия, в организации и службы занятости.

Цена на рабочую силу устанавливается в результате постоянной борьбы между договаривающимися сторонами. Возникает конкурентная борьба между работниками за право занять свободное рабочее место. Отбор происходит по экономическим (обеспечить работодателю получение прибыли) и психологическим критериям. Основу заключения юридического трудового договора составляет сохранение личной свободы наемного работника.

Равновесие на рынке труда определяется равенством спроса и предложения рабочей силы. Если предложение труда меньше, чем спрос на него, то возникает дефицит кадров. Под безработицей понимается такая ситуация на рынке труда, когда предложение труда превышает спрос на него. Экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночной экономики. Происходит непрерывное увольнение наемных работников и массовое перемещение с одних рабочих мест предприятий и отраслей на другие. В ходе такого перемещения возникают перерывы разной продолжительности в работе наемных работников. Появляется незанятая часть работников (безработные). Когда безработица достигает критической массы, она может дестабилизировать политическую обстановку, что чревато социальными потрясениями.

Структуру рынка труда определяют:

— государство и союз предпринимателей — работодателей, предъявляющих спрос на рабочую силу;

— профсоюзы, организации наемных рабочих по профессиональному признаку, призванные отстаивать их интересы на рынке труда;

— биржи труда, с помощью которых государство выступает в качестве посредника между предпринимателями и работниками.

Современная ситуация в России характеризуется диспропорцией в структуре занятости, ставок заработной платы на рынке груда, деформацией мотивационного механизма трудовой деятельности. Значительное число запятых работников сталкиваются с невыплатами и задержками заработной платы. Среди недостатков, присущих современному рынку труда, — наличие прописки (регистрации), слабо развиты рынок жилья и географическая мобильность населения. Проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда .может быть смягчена только с помощью комбинаций различных средств: стимулирование экономического роста в стране, сокращение рабочей недели, создание эффективной системы переподготовки кадров.

Можно выделить основные направления государственного регулирования рынка труда:

1) программы стимулирования роста занятости и увеличения числа рабочих мест;

2) программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;

3) программы содействия найму рабочей силы;

4) программы по социальному страхованию безработицы, когда правительство выделяет средства на пособие безработным.

Наряду с перечисленными направлениями существует комплекс мер косвенного регулирования рынка труда: налоговая, денежно-кредитная, амортизационная политика правительства, законодательство в области социального обеспечения трудовых отношений, гражданских прав. Особое место в регулировании рынка труда занимают биржи труда (служба занятости, трудоустройства). Это специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке труда. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда, по также функционируют и частные посреднические фирмы. Основные направления действия бирж труда:

1) регистрация безработных;

2) регистрация вакантных мест;

3) трудоустройство лиц, желающих получить работу;

4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;

5) тестирование лиц, желающих получить работу;

6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;

7) выплата пособий.