Трудоустройство

К вопросу приобретения работы граждане должны подходить активно, при этом трезво оценивая свои трудовые навыки и личные способности. И тогда трудоустройство не заставит себя ждать.

Трудоустройство – это процесс поиска подходящей работы, подготовки к ней и устройства.

Трудоустройство может осуществляться самим гражданином самостоятельно. В случае возникновения трудностей он может обратиться в специальный государственный орган, занимающийся трудоустройством. В Российской Федерации это Федеральная служба по труду и занятости (подведомственная Министерству здравоохранения и социального развития РФ). Территориальные органы этой службы имеются в каждом крупном городе. Подсчитано, что Служба труда и занятости, как ее кратко называют, сокращает потери времени по поиску работы в три-четыре раза. Причем данная Служба оказывает гражданам помощь бесплатно (рис. 9.2). Особое внимание Служба занятости уделяет тем категориям граждан, которые по тем или иным причинам имеют ограниченные возможности самостоятельного трудоустройства:

– подросткам;

– выпускникам вузов, техникумов, колледжей;

– инвалидам.

Перед Службой занятости стоит много задач, главными из которых являются: поиск для граждан работы, их про-

Рис. 9.2. Задачи службы занятости

фессиональная подготовка и переподготовка и, наконец, выплата пособий по безработице. Когда процесс поиска успешно завершен, гражданина принимают на работу.

Трудовое отношение складывается между физическим лицом (гражданином, реже иностранным гражданином или лицом без гражданства) и работодателем (т.е. каким-либо предприятием, учреждением, организацией), от имени которого действует администрация предприятия.

Рассмотрим правовое положение сторон трудового правоотношения.

Граждане как субъекты трудового права

Для того чтобы поступить на работу, человеку необходимо иметь трудовую правоспособность и трудовую дееспособность. Трудовая правоспособность – это способность иметь трудовые права и обязанности. В отличие от нес трудовая дееспособность подразумевает способность осуществлять своими действиями трудовые права и обязанности. Трудовая правоспособность и дееспособность возникают одновременно. В совокупности они составляют трудовую правосубъектность.

Полная трудовая правосубъектность возникает только с 16 лет. Это означает, что, достигнув этого возраста, человек может устроиться на работу и нести все вытекающие отсюда обязанности. Однако практикуется это крайне редко. Современный уровень производства отличается достаточной сложностью и требует приобретения работником специальных навыков, а это достигается в процессе обучения в школе, а затем в специальном учебном заведении (профессионально- техническом училище, техникуме, институте). Как правило, на работу молодые люди поступают после приобретения какой-либо профессии или специальности.

Законодательство допускает прием на работу и подростков с 14-летнего возраста (с этого возраста у человека возникает неполная трудовая правосубъектность) (рис. 9.3). Однако при этом должны быть соблюдены следующие условия:

1) работа должна относиться к разряду легкой;

2) не должна причинять вреда физическому здоровью, а также его моральному состоянию (например, работа с алкогольными напитками, табачными изделиями и т.п.);

3) не должна мешать учебе;

4) допускается с письменного согласия одного из родителей.

Несовершеннолетние лица, т.е. лица, не достигшие 18 лет, в трудовых отношениях приравниваются к совершеннолетним. Поэтому подросток, поступив на работу, не может объяснять свои ошибки по работе тем, что он не является несовершеннолетним.

Рис. 9.3. Трудовая правосубъектность граждан

Вместе с тем согласно законодательству несовершеннолетним предоставляются некоторые льготы (сокращенный рабочий день, удлиненный отпуск, снижены нормы поднятия тяжестей и др.).

На каждого человека, принятого на работу, возлагаются трудовые обязанности. К их числу относятся:

– обязанность добросовестно выполнять работу;

– соблюдать трудовую дисциплину;

– беречь имущество предприятия;

– выполнять установленные нормы труда.

Учебные отношения (в школе, колледже, техникуме, институте), по существу, приравниваются к трудовым. Поэтому на учащегося возлагаются следующие юридические обязанности: хорошо учиться, соблюдать дисциплину, беречь имущество, освоить программу но всем учебным дисциплинам.