Лекция 3. Транспортная характеристика грузов и грузовых перевозок

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• классификацию, характеристику грузов, поддонов, контейнеров и других технических средств и маркировку продукции для перевозки продукции потребителям;

уметь

• определять массу продукции для перевозки груза, а также количество тары, поддонов и контейнеров для эффективной перевозки продукции потребителям;

владеть

• оценкой эффективного использования тары, поддонов, контейнеров и других технических средств для перевозки продукции автомобильным транспортом потребителям.

Классификация и характеристика грузов

Груз – продукт производства (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция), принятый транспортом к перевозке.

Если груз упакован в тару, соответствующую условиям перевозки, маркирован согласно правилам, находится в надлежащем кондиционном состоянии и может быть сохранно перевезен, то считается, что он находится в транспортабельном состоянии.

Совокупность свойств груза, определяющая условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения, называется транспортной характеристикой груза.

Груз характеризуется режимом хранения, способами упаковки, перегрузки и перевозки, физико-химическими свойствами, размерами, объемом, массой и формой предъявления к перевозке.

Способ транспортировки, погрузочно-разгрузочные механизмы, а также тип вагона, судна, автомобиля, режим хранения груза, меры по технике безопасности и пожарной безопасности определяются физико-химическими свойствами груза и формой предъявления его к перевозке. С учетом особенностей грузов созданы соответствующие грузовые устройства (транспортеры, насосы и др.) и транспортные средства (вагоны, суда, автомобили).

За перевозку грузов и выполнение погрузочно-разгрузочных работ взимается плата в соответствии с единой тарифной номенклатурой грузов.

Транспортная классификация грузов, единая для всех видов транспорта, по свойствам, которые определяют различие стороны процесса перевозки и хранения, отсутствует. Однако для каждого вида транспорта существует своя классификация, учитывающая его особенности. Для примера ниже приведена классификация грузов по условиям хранения, перевозке и форме предъявления на речном и автомобильном транспорте.

Грузы, перевозимые речным транспортом, классифицируются:

• сухие – насыпные, навалочные и штучные;

• наливные – жидкие;

• тяжеловесные – масса одного места превышает 1 т;

• легковесные – 1 т груза занимает объем более 2 м3 – вата, шерсть, коробки со спичками и др.;

• негабаритные – по своим размерам не помещаются в трюмы или пролеты судна, их перевозят на открытых судах или на палубе грузовых теплоходов (комбайны, тракторы и т.п.);

• длинномерные и громоздкие – длина свыше 3 м, высота 2,1 м, ширина 2,6 м.

Автомобильные грузы классифицируются:

• по виду тары: тарные; бестарные;

• по массе одно грузового места: штучные (< 250 кг, а для катных грузов (бочки, катушки, кабели) – до 500 кг); повышенной массы (от 250 кг, а для катных от 500 кг до 30 т); тяжеловесные (штучные неделимые более 30 т);

• по размерам: допускаемые к перевозкам по дорогам общего пользования и крупногабаритные – размеры не должны превышать по ширине 2,5 м, по высоте 3,8 м, длина за пределом заднего борта кузова – 2 м;

• по способу погрузки и выгрузки: штучные; сыпучие; навалочные; наливные;

• по размеру отправки: мелкопартионные (до 5 т); партионные (от 5 до 30 т); массовые (более 30 т);

• по специфическим свойствам: скоропортящиеся; опасные; антисанитарные (мусор, нечистоты); животные.

Наиболее удобна транспортная классификация, применяемая на морском транспорте (рис. 3.1). По этой классификации все грузы делят на три группы: массовые, генеральные (штучные) и особорежимные.

Рис. 3.1. Транспортная классификация грузов

К первой группе относят насыпные, навалочные, наливные и лесные грузы, которые имеют определенную массу. Насыпные и навалочные грузы перевозят без тары. К насыпным относят в основном зерно и семена всех видов сельскохозяйственных культур, к навалочным – уголь, песок, гравий, камень. Эти грузы предъявляют к перевозке преимущественно крупными партиями, обеспечивающими полную загрузку вагонов, судов и автомобилей. Наливные – жидкие грузы, которые перевозят наливом в специальном подвижном составе (цистернах, танкерах, бензовозах). К лесным грузам относят лес, пиломатериалы, фанеру и другие изделия из древесины.

Вторая группа – общие (генеральные), или штучные, грузы перевозятся упакованными в разнообразную тару или без упаковки. По числу наименований это наиболее многочисленная категория грузов. В зависимости от вида упаковки различают грузы мешковые, киповые, катно-бочковые, ящиковые, контейнерные и пакетные. В мешках перевозят грузы, не требующие защиты от механических повреждений; в кипы и тюки упаковывают естественные и искусственные волокна и изделия из них (в тюки, как правило, упаковывают непрессованный материал, а волокнистые вещества – хлопок, джут и т.п. – прессуют в кипы). К катно-бочковым относят грузы, перевозимые в бочках, барабанах и рулонах. В металлических бочках перевозят топливо, смазку, а в деревянных – сухие химические и пищевые продукты. Металлические барабаны предназначены для транспортировки химических продуктов и других веществ.

К штучным грузам без тары относят металл в болванках, слитках, чушках, кирпич и т.п.

Штучные грузы делят на негабаритные, тяжеловесные и легковесные. Тяжеловесным на водном транспорте считают груз, имеющий массу одного места более 1 т, на железнодорожном – более 0,5 т, на автомобильном – более 30 т, а легковесным – грузы, 1 т которых занимает объем более 2 м3 (вата, спички, тряпье и др.). Негабаритными (длинномерными) называют грузы, которые по своим размерам выходят за пределы габарита подвижного состава.

К третьей группе относят особорежимные грузы, т.е. грузы, которые хранятся и перевозятся при условии соблюдения специальных правил. К ним относят опасные и скоропортящиеся грузы, а также живой скот и сырые животные продукты.