Товарный знак и знак обслуживания

Товарный знак – обозначение для отличия товаров одних физических и юридических лиц от однородных товаров других юридических и физических лиц.

Знак обслуживания – обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

Международные нормы о товарных знаках и знаках обслуживания

В Парижской конвенции но охране промышленной собственности 1883 г. (в настоящее время действует в ред. 1979 г.) участвует около 170 государств, включая Россию. Основная цель Конвенции – упростить гражданам и юридическим лицам взаимную защиту прав на охраняемые объекты промышленной собственности.

Объектами охраны промышленной собственности являются товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции. При этом промышленная собственность понимается в самом широком смысле и распространяется не только на промышленность и торговлю в собственном смысле слова, но также и на области сельскохозяйственного производства и добывающей промышленности и на все продукты промышленного или природного происхождения.

Страны – участницы Конвенции образовали Союз по охране промышленной собственности. Любое лицо, надлежащим образом подавшее заявку на патент на товарный знак в одной из стран Союза, или правопреемник этого лица пользуется для подачи заявки в других странах правом приоритета в течение срока приоритета. Для товарных знаков сроки составляют шесть месяцев.

Основанием для возникновения права приоритета признается всякая подача заявки, имеющая силу правильно оформленной национальной подачи заявки в соответствии с национальным законодательством каждой страны Союза или с двусторонними или многосторонними соглашениями, заключенными между странами Союза. Условия подачи заявки и регистрации товарных знаков определяются в каждой стране Союза ее национальным законодательством.

Товарный знак, зарегистрированный в какой-либо стране Союза, рассматривается как независимый от знаков, зарегистрированных в других странах Союза, включая страну происхождения.

В 1891 г. было подписано Мадридское соглашение о международной регистрации знаков. Соглашение неоднократно пересматривалось и в настоящее время действует в редакции 1979 г. К Соглашению имеется Инструкция, конкретизирующая его положения. В 1995 г. был принят Протокол, а Инструкция была признана общей к Соглашению и Протоколу. Россия участвует и в Соглашении, и в Протоколе.

Мадридское соглашение предусматривает возможность международной регистрации товарного знака, которая имеет силу национальной регистрации в каждом государстве-участнике. Заявка о международной регистрации с указанием стран, в которых испрашивается охрана, подается в Международное бюро ВОИС через национальное патентное ведомство страны заявителя. До международной регистрации товарный знак должен быть зарегистрирован в стране происхождения.

По Ниццкому соглашению о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков 1957 г. (Россия участвует) страны-участницы образуют Специальный союз и принимают единую классификацию товаров и услуг для регистрации знаков. Классификация состоит: а) из перечня классов, сопровождаемого в случае необходимости пояснениями; б) алфавитного перечня товаров и услуг с указанием класса, к которому отнесен каждый товар или услуга. Компетентные ведомства стран Специального союза включают в официальные документы и публикации о регистрации знаков номера классов Классификации, к которым относятся товары или услуги, для которых регистрируется знак. Специальный союз имеет Ассамблею, в которой правительство каждой страны представлено одним делегатом. Административные задачи Специального союза осуществляет Международное бюро.

В 1997 г. Россия стала участницей Договора о законах по товарным знакам 1994 г., который направлен на гармонизацию национального права о товарных знаках стран – участниц Договора. В нем определяются правила о составе заявленных материалов, определения даты подачи заявки, условий продления срока регистрации.

Сингапурский договор о законах по товарным знакам 2006 г. (Россия участвует) гармонизирует процедуру регистрации и использования товарных знаков, а также договоров по распоряжению исключительным правом на товарные знаки. К договору имеется Инструкция.

По Договору национальные патентные ведомства при регистрации лицензионных договоров на использование товарных знаков не вправе: а) требовать представления самого лицензионного договора или его перевода, а также указания финансовых условий лицензионного договора; б) требовать предоставления сведений о содержании лицензионного договора, отличных от указанных в Инструкции. Договор регулирует досрочное прекращение правовой охраны товарных знаков, когда они не используются. Договор создает возможность для представления доказательств надлежащего использования товарного знака иными лицами помимо правообладателя и его лицензиатов на основании зарегистрированных лицензионных договоров.

Государства сотрудничают в вопросах: выявления и пресечения фактов использования ложных товарных знаков и географических указаний; предупреждения проникновения через свои таможенные границы на территории других стран товаров с ложными товарными знаками и географическими указаниями.

Нормы международного права о товарных знаках исходят из следующих положений.

Государства отказывают в регистрации товарного знака или в передаче прав на товарный знак либо признают недействительной регистрацию товарного знака или передачу прав на товарный знак, состоящий из географического указания или содержащий его, если использование географического указания в товарном знаке для товаров, не происходящих из указанной территории какой-либо страны, вводит в заблуждение потребителей в отношении истинного места происхождения таких товаров.

В регистрации товарного знака для вин или крепких спиртных напитков, который состоит из географического указания или содержит его, должно быть отказано или регистрация должна быть признана недействительной, если это предусмотрено национальным законодательством, или по запросу заинтересованного государства в отношении тех вин или крепких спиртных напитков, которые не имеют этого географического происхождения.

Государства обеспечивают включение в их национальное законодательство положений о процедурах по соблюдению прав на товарные знаки и географические указания, предусматривающих эффективные меры против любого нарушения прав, включая срочные меры по предупреждению таких нарушений и санкции на случай нарушений. Эти процедуры должны обеспечивать защиту законной торговли от злоупотреблений и препятствовать созданию в ней барьеров.

Государства предоставляют владельцам прав на товарный знак или географическое указание возможность обращаться в суды для обеспечения защиты таких прав.

Правообладатели имеют право потребовать от любого физического и (или) юридического лица возместить в полном размере причиненные заинтересованной стороне убытки и выплатить ей всю сумму прибыли, полученную от торговли товарами с ложными товарными знаками и географическими указаниями.

Правообладатели имеют право потребовать от любого физического и (или) юридического лица возмещения заинтересованной стороне расходов по ведению процесса, которые могут включать гонорар адвокату, а также принять все необходимые меры, предусмотренные национальным законодательством.

Для создания эффективного средства против нарушения прав владельца на товарный знак правообладатели вправе требовать, чтобы товары, по которым установлено нарушение прав, без какой-либо компенсации были устранены из торгового оборота или уничтожены.

Суды имеют право потребовать от заинтересованной стороны, по заявлению которой были приняты меры, в связи с недобросовестным использованием ею процедуры по обеспечению соблюдения прав владельца па товарный знак или географическое указание, предоставить другой заинтересованной стороне достаточную компенсацию за ущерб, понесенный в результате такого недобросовестного использования.

Суды также имеют право требовать от заявителя возмещения расходов ответчика, которые могут включать надлежащий гонорар адвокату.

Суды вправе по заявлению заинтересованной стороны принять решение о безотлагательных действенных временных мерах:

а) по предупреждению возникновения нарушения права владельца на товарный знак, и в частности поступления в торговый оборот товаров с ложными товарными знаками, включая импортируемые товары непосредственно после таможенного контроля. Такие действия не применяются в отношении товаров, приобретенных или заказанных каким-либо потребителем прежде, чем он узнал или имел возможность узнать, что торговля такими товарами произошла нелегитимно;

б) по сохранению соответствующих доказательств в отношении правонарушений.

Суды имеют право принимать временные меры в случаях, если есть вероятность того, что любая задержка причинит непоправимый вред владельцу прав на товарный знак или если существует доказуемый риск того, что улики будут уничтожены.

Суды имеют полномочия потребовать от истца предоставления доказательств того, что истец является владельцем прав на товарный знак и его право нарушается или такое нарушение неизбежно, и принять решение о том, чтобы истец предоставил гарантию, достаточную для защиты прав ответчика и предотвращения злоупотреблений.

В случаях принятия временных мер ответчик должен быть поставлен об этом в известность безотлагательно. По заявлению ответчика должен быть осуществлен пересмотр решения о принятии временных мер, в том числе решение о нраве быть выслушанным.

В случае отмены временных мер или их прекращения по вине истца суды имеют право по запросу ответчика требовать от истца выплаты ему надлежащей компенсации за ущерб, причиненный этими мерами, в соответствии с национальным законодательством государства, где происходит судебное разбирательство.

Государства осуществляют процедуры, позволяющие владельцу прав на товарный знак, который имеет веские основания для подозрения относительно возможности осуществления импорта товаров с ложными товарными знаками, обращаться письменно в компетентные органы, административные или судебные органы о приостановлении таможенными органами выпуска в свободное обращение таких товаров.

Государства могут также предусмотреть соответствующие процедуры по приостановлению выпуска таможенными органами товаров с ложными товарными знаками, предназначенных для экспорта с их территорий.

Государства принимают меры по установлению в законодательстве уголовной и административной ответственности в случаях намеренного использования ложных товарных знаков в коммерческих целях. В соответствующих случаях меры наказания должны включать наложение ареста, изъятие и уничтожение товаров с ложными товарными знаками, материалов и орудий производства, которые использовались при совершении правонарушений.

В соответствии с международными договорами РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой: а) государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки; б) сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки; в) официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия; г) обозначения, сходные до степени смешения с вышеуказанными элементами.