Восемь типов людей, образующих нормальную группу (по Власовой)

1. Практик-организатор. Консервативен, с развитым чувством долга и предсказуемым поведением. Обладает организационными способностями и практическим здравым умом. Работоспособен, дисциплинирован. Недостаточно гибок, невосприимчив к недосказанным идеям.

2. Председатель. Спокоен, уверен в себе, с развитым самообладанием. Сильно развито и стремление к достижению цели. Способен относиться к предложениям не предвзято, с учетом их объективной ценности. У него ординарный интеллект, умеренные творческие способности.

3. Оформитель решений. Динамичен, очень неспокоен, желает опережать других. Напорист, готов бороться с инертностью, неэффективностью, благодушием и самообманом. Поддается провокациям. Раздражителен, нетерпим и нетерпелив.

4. Генератор идей, или новичок со свежим взглядом. Индивидуалистичен, неортодоксален. С серьезным складом ума. Развиты интеллект и воображение. Имеет обширные знания и одаренность в своей сфере интересов. Часто витает в облаках. Невнимателен в практическим деталям, к протоколу.

5. Разведчик ресурсов, или коммуникатор. Экстраверт (больше обращен к внешним делам и чужим переживаниям). Обладает энтузиазмом, но быстро теряет интерес к делу после того, как остынут первоначальная увлеченность и любознательность. Коммуникабелен, легко вступает в контакт, первым узнает новости и разрешает возникающие трудности.

6. Судья, или критик. Трезв, рассудителен, здраво мыслит, практичен, осторожен, мало эмоционален, осмотрителен, настойчив. Неспособен увлечься сам и увлечь других.

7. Душа группы. Мягок, чувствителен, ориентирован на общение с людьми. С готовностью отвечает на нужды людей и на требования, выдвигаемые ситуацией, способствует дружной работе. Нерешителен в критические моменты.

8. Доводчик. Совестлив, старателен, любит порядок. Часто опасается всего. Способен доводить дело до конца, педантичен, взыскателен. Может тревожиться по пустякам. Не желает предоставлять коллегам достаточную свободу действий.

Формы поведения, наблюдаемые в группах (по Камерон)

[2]

Формы поведения, направленные на решение задачи.

К ним относятся:

• прояснение целей;

• поиск информации, которой обладают члены группы;

• предоставление соответствующей информации;

• предложение идей;

• развитие идей или предложений, высказанных другими членами группы;

• обобщение достигнутых успехов;

• оценка успехов относительно целей;

• слежение за соблюдением графика;

• определение ответственного за исполнение каждого решения;

• установление механизма проверки для контроля исполнения решений.

Формы поведения, направленные на удовлетворение потребностей группового взаимодействия. К ним относятся:

• стимулирование каждого члена группы на внесение вклада в общую работу;

• вознаграждение индивидуальной отдачи членов группы (похвалой или согласием);

• проверка правильности собственного понимания сути вопроса до того, как выдвинуть возражения;

• разрешение конфликтов позитивным способом, без ущерба для чувств других участников;

• изменение своей точки зрения на другую, более близкую к мнению группы;

• обеспечение (позитивного) контроля над излишне активными членами группы;

• поощрение успеха группы в достижении целей;

• препятствие негативному поведению членов группы.

Формы поведения, мешающие потребностям решения задачи или группового взаимодействия. К ним относятся:

• попытки внести чрезмерный вклад или иные формы привлечения внимания;

• эмоциональная реакция на поднимаемые вопросы;

• неумеренная защита собственной позиции;

• критика других мнений путем их высмеивания или необоснованных утверждений (например, такого: "Э го не будет работать");

• прерывание выступления или "убеждение в своей правоте" другого члена группы;

• вынесение на рассмотрение не относящегося к делу вопроса, когда дискуссия в полном разгаре;

• ведение частных разговоров во время собрания группы;

• отсутствие внимания к высказываниям других членов группы, из-за чего приходится возвращаться к уже решенному вопросу;

• излишнее использование юмора;

• ведение отвлекающих (ложных) маневров;

• демонстративное отстранение от группы (откидывание тела на спинку стула, скрещенные руки и решительное молчание...).