Типы и структуры учебных занятий

Для того чтобы выявить общее в огромном многообразии учебных занятий, их необходимо классифицировать. По каким же общим признакам группировать учебные занятия, если на каждом из них ставятся свои цели и задачи, изучается неодинаковый материал, применяются разнообразные технологии и методики? Проблема эта очень сложная и не вполне сегодня разрешенная ни в мировой, ни в отечественной дидактике, вследствие чего существуют различные подходы к классификации учебных занятий. В зависимости от того, какие признаки (стороны) уроков берутся за основу, выделяются различные типы учебных занятий, и количество известных ныне классификаций исчисляется десятками.

Одна из первых наиболее обоснованных классификаций уроков принадлежит советскому дидактику И. Н. Казанцеву, предложившему группировать уроки по двум критериям: содержанию и способу проведения. По первому критерию, например, уроки математики расчленяются на уроки арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии, а внутри них – в зависимости от содержания преподаваемых тем. По способу проведения учебных занятий уроки делятся на уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т.д.

По логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности различаются следующие типы уроков: вводный; урок первичного ознакомления с материалом; усвоения новых знаний; применения полученных знаний па практике; урок навыков; закрепления, повторения и обобщения; контрольный; смешанный, или комбинированный[1].

Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам – дидактическим целям и месту уроков в общей системе. Здесь выделяют: комбинированные, или смешанные, уроки; уроки ознакомления учащихся с новым материалом; уроки закрепления знаний; уроки, имеющие основной целью: а) обобщение и систематизацию изученного, б) выработку и закрепление умений и навыков, в) проверку знаний. В рамках перечисленных типов выделяются еще и подтипы[2].

Уточненный перечень главных типов уроков выглядит следующим образом:

1) комбинированные (смешанные);

2) уроки изучения новых знаний;

3) уроки формирования новых умений;

4) уроки обобщения и систематизации изученного;

5) уроки контроля и коррекции знаний, умений;

6) уроки практического применения знаний, умений.