Территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры и полевые учреждения Банка России

Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

Территориальное учреждение Банка России (далее также – ТУ ЦБ РФ) – обособленное подразделение ЦБ РФ, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления.

Территориальные учреждения, как правило, создаются на территории субъектов РФ. По решению Совета директоров Банка России территориальные учреждения могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов РФ.

Территориальными учреждениями Банка России являются его Главные управления в краях, областях и автономных округах РФ, г. Москве и Санкт-Петербурге, Национальные банки республик в составе Российской Федерации.

Территориальное учреждение Банка России, созданное по экономическому району, объединяющему территории нескольких субъектов РФ, является Главным управлением.

Образование территориального учреждения и его ликвидация производятся на основании решения Совета директоров Банка России.

Территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами, не имеют права принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета директоров банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства. Территориальное учреждение не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; не вправе без разрешения Банка России осуществлять банковские операции в иностранной валюте с юридическими и физическими лицами.

Территориальное учреждение в пределах предоставленных ему полномочий независимо в своей деятельности от органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Банк России наделяет территориальное учреждение имуществом, стоимость которого отражается на балансе территориального учреждения, входящим составной частью в баланс Банка России.

Территориальное учреждение возглавляет начальник (в Национальных банках – председатель), который назначается и освобождается от должности Председателем Банка России. На должность руководителя территориального учреждения и его заместителей могут быть назначены лица, имеющие высшее экономическое или юридическое образование и стаж работы на руководящих должностях в банковской системе или финансовых органах РФ не менее пяти лет.

Местом нахождения территориального учреждения является, как правило, административный центр субъекта РФ, в котором образовано и действует территориальное учреждение. Место нахождения территориального учреждения, образуемого по экономическому району, объединяющему территории нескольких субъектов РФ, определяется Советом директоров.

По своей правовой природе территориальные учреждения являются, по сути, филиалами Банка России на территории одного или нескольких субъектов РФ.

Задачи и функции территориальных учреждений определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утвержденным ЦБ РФ от 29.07.1998 № 46-П. Согласно названному Положению, основными задачами территориального учреждения являются:

– участие в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

– обеспечение развития и укрепления банковской системы РФ;

– участие в обеспечении стабильности и развитии национальной платежной системы;

– обеспечение осуществления регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;

– организация и контроль за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг;

– организация валютного контроля;

– проведение анализа состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона.

Территориальное учреждение наделено широкими полномочиями, которые закреплены в гл. II Положения ЦБ РФ от 29.07.1998 № 46-П. К примеру, в области денежно-кредитного регулирования ТУ ЦБ РФ:

1) от имени Банка России заключает кредитные договоры и, в случае закрепления за ним операций по выдаче кредита, осуществляет рефинансирование банков;

2) осуществляет контроль за выполнением кредитными организациями обязательных резервных требований Банка России, применяет меры воздействия за нарушение порядка депонирования обязательных резервов в Банке России;

3) по решению Кредитного комитета Банка России организует работу по приобретению государственных долговых обязательств и осуществляет контроль за своевременным их погашением;

4) осуществляет прием средств в депозит Банка России на условиях, определенных Кредитным комитетом Банка России;

5) взаимодействует с кредитными организациями региона, их ассоциациями и союзами, разъясняет им порядок применения нормативных актов Банка России, рассматривает предложения и запросы кредитных организаций по вопросам денежно-кредитного регулирования.

В области организации денежного обращения и расчетов ТУ ЦБ РФ:

1) прогнозирует, организует и регулирует денежное обращение в регионе, организует межбанковские расчеты;

2) анализирует состояние наличного денежного оборота в регионе и определяет его тенденции, разрабатывает прогнозы кассовых оборотов кредитных организаций;

3) организует кассовое обслуживание кредитных организаций, осуществляют контроль за соблюдением порядка ведения кассовых операций в кредитных организациях;

4) осуществляет учет эмиссионных операций и контроль за правильностью их совершения;

5) осуществляет контроль за качеством денежных знаков, находящихся в обращении, организует работу по проведению экспертизы платежеспособности денежных знаков и изъятию из обращения ветхих и поврежденных банкнот и дефектной монеты, а также за соблюдением кредитными организациями установленных правил работы с поддельными, сомнительными и поврежденными денежными знаками.

В сфере обслуживания счетов по учету доходов и средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов ТУ ЦБ РФ:

1) осуществляет контроль за обслуживанием РКЦ счетов по учету доходов и средств федерального бюджета, бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов;

2) осуществляет контроль за своевременным и правильным составлением РКЦ и кредитными организациями отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета;

3) составляет и представляет Банку России отчетность по кассовому исполнению федерального бюджета в целом по региону;

4) организует и осуществляет контроль за правильностью совершения операций по счетам федерального бюджета в период завершения бюджетного года;

5) осуществляет контроль за правильностью и своевременностью перечисления поступивших по региону доходов федерального бюджета на финансирование расходов федерального бюджета региона, осуществляемых органами

Казначейства России, а также за перечислением средств с транзитных счетов государственных внебюджетных фондов на основные счета государственных внебюджетных фондов;

6) осуществляет взаимодействие с территориальными органами Казначейства России и финансовыми органами исполнительной власти, а также с органами государственных внебюджетных фондов.

В сфере регулирования, надзора и осуществления проверок деятельности кредитных организаций ТУ ЦБ РФ:

1) рассматривает документы, необходимые для регистрации кредитных организаций и получения ими лицензии на осуществление банковских операций, расширения деятельности путем создания обособленных подразделений, реорганизации, и направляет соответствующие заключения в Банк России. Рассматривает и согласовывает уставы кредитных организаций и изменения, вносимые в уставы и составы участников;

2) осуществляет предварительное рассмотрение документов кредитных организаций, ходатайствующих об изменении величины уставного капитала, о расширении круга совершаемых операций, готовит заключение о возможности предоставления кредитной организации соответствующей лицензии и представляет его в Банк России;

3) контролирует внесение необходимых изменений в учредительные документы, зарегистрированные Банком России;

4) согласовывает назначение руководителей исполнительных органов и главных бухгалтеров кредитных организаций и их филиалов, а также руководителей служб внутреннего контроля в кредитных организациях;

5) контролирует соблюдение кредитными организациями обязательных нормативов и иных пруденциальных норм деятельности;

6) осуществляет надзор за деятельностью филиалов кредитных организаций, находящихся на подведомственной территории, независимо от места нахождения головного офиса кредитной организации;

7) контролирует соблюдение правил ведения бухгалтерского учета и проведения банковских операций, составления всех видов отчетности в кредитных организациях;

8) осуществляет надзор за состоянием служб внутреннего контроля в кредитных организациях;

9) осуществляет контроль за правильностью и полнотой формирования резерва на возможные потери по ссудам;

10) контролирует соблюдение кредитными организациями и их филиалами лимитов открытой валютной позиции;

11) проводит документарные проверки по отдельным вопросам, а также комплексные и специальные (по отдельным направлениям деятельности) проверки кредитных организаций и их филиалов, осуществляет контроль за принятием мер по устранению выявленных в ходе проверок недостатков, применяет меры воздействия к кредитным организациям, допустившим нарушения.

В области организации банковского санирования и ликвидации кредитных организаций ТУ ЦБ РФ:

1) на основе имеющейся отчетности и данных, полученных в порядке банковского надзора, проводит анализ деятельности кредитных организаций и филиалов, выявляет кредитные организации, испытывающие временные финансовые трудности или имеющие признаки несостоятельности (банкротства) (проблемные кредитные организации);

2) анализирует и оценивает предоставленные кредитными организациями планы мероприятий по их финансовому оздоровлению, контролирует их выполнение;

3) подготавливает и направляет в установленном порядке в Банк России отчетные и иные необходимые материалы о деятельности проблемных кредитных организаций, планы финансового оздоровления кредитных организаций;

4) проводит в проблемных кредитных организациях проверки в целях экспертной оценки их активов и пассивов, установления их реальной стоимости, а также определения возможности реализации активов, обеспечения работы временной администрации по управлению кредитной организацией, составления планов финансового оздоровления кредитных организаций и контроля за их реализацией, определения состояния и сохранности документов в указанных кредитных организациях;

5) организует и проводит работу, связанную с оценкой возможностей и определением способов финансового оздоровления, и вносит на утверждение в Банк России предложения о целесообразности и порядке проведения мероприятий по финансовому оздоровлению проблемных кредитных организаций, оказывает содействие проблемным кредитным организациям в проведении работы по их реорганизации;

7) подготавливает материалы об отзыве лицензий на осуществление банковских операций и направляет соответствующие заключения в Банк России;

8) получает от собраний учредителей (участников) кредитной организации после отзыва лицензии на осуществление банковских операций сообщения о принятых ими решениях о ликвидации кредитных организаций, а также согласовывает назначение в этих кредитных организациях ликвидационных комиссий и утверждение промежуточных и окончательных ликвидационных балансов;

9) обращается в арбитражные суды с исками о принудительной ликвидации либо с заявлениями о признании кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, несостоятельной (банкротом);

10) рассматривает ходатайства кредитных организаций о введении или прекращении деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией, подготавливает и вносит в Банк России предложения по данному вопросу, а также о порядке и условиях функционирования временной администрации;

11) запрашивает и рассматривает в установленном порядке отчеты о работе временной администрации по управлению кредитными организациями, подводит итоги этой работы, подготавливает и вносит в Банк России предложения по этим вопросам.

В сфере регулирования и контроля за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг ТУ ЦБ РФ:

1) осуществляет функции Банка России на финансовых рынках региона;

2) регистрирует заявления, решения о выпуске ценных бумаг, проспекты ценных бумаг, отчеты об итогах выпуска, ежеквартальные отчеты по ценным бумагам, изменения и дополнения в регистрационные документы выпусков ценных бумаг, сообщения о существенных событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность кредитных организаций – эмитентов;

3) аннулирует государственную регистрацию ценных бумаг, приостанавливает эмиссию ценных бумаг и признает выпуск ценных бумаг несостоявшимся;

4) регистрирует условия выпуска депозитных и сберегательных сертификатов;

5) проводит мероприятия по обслуживанию и размещению государственных ценных бумаг;

6) осуществляет контроль за правильностью и полнотой формирования кредитными организациями резерва иод обесценение вложений в ценные бумаги;

7) осуществляет регистрацию общих фондов банковского управления.

В составе территориальных учреждений на правах структурных подразделений действуют расчетно-кассовые центры, которые могут быть трех видов: головные, межрайонные и районные. Основная цель деятельности РКЦ – обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы России.

Поскольку РКЦ не является обособленным подразделением ТУ ЦБ РФ, он не имеет статуса ни филиала, не представительства. Создание РКЦ, его реорганизация и ликвидация осуществляются решением Совета директоров Банка России.

РКЦ возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ТУ ЦБ РФ в порядке, определяемом Советом директоров Банка России. Начальник РКЦ руководит деятельностью РКЦ и действует от имени Банка России па основании доверенности, выданной в порядке передоверия начальником территориального учреждения Банка России.

Основными функциями РКЦ являются:

1) осуществление расчетов между кредитными организациями (филиалами);

2) осуществление кассового обслуживания кредитных организаций (филиалов);

3) хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с ними и обеспечение их сохранности;

4) обеспечение учета и контроля осуществления расчетных операций и выверки взаимных расчетов через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям (филиалам);

5) обеспечение учета и контроля осуществления кассовых операций через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям (филиалам);

6) расчетно-кассовое обслуживание представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства Минфина России, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами;

7) обслуживание клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации;

8) обеспечение защиты ценностей, банковских документов и банковской информации от несанкционированного доступа;

9) установление предельных остатков денежной наличности в операционных кассах кредитных организаций (филиалов), других юридических лиц и осуществление оперативного контроля за их соблюдением в соответствии с действующим порядком;

10) осуществление контроля за достоверностью отчетности о кассовых оборотах, составляемой кредитными организациями;

11) проверка в кредитных организациях работы по соблюдению порядка ведения кассовых операций по обслуживаемой клиентуре;

12) регулирование обязательных резервов, депонируемых в Банке России, осуществление контроля за своевременностью и полнотой перечисления обязательных резервов, проверка достоверности расчетов обязательных резервов.

Кроме названных функций, головные РКЦ также осуществляют транзитные и контрольные операции по расчетам с кредитными организациями, расположенными на территории стран СНГ, Балтии и Грузии, а также по межрегиональным и внутрирегиональным электронным платежам; денежные расчеты по итогам операций на организованном рынке ценных бумаг и других операций с ценными бумагами; обеспечивают централизованное экспедирование почтовых расчетно-денежных документов на внутрирегиональном и межрегиональном уровнях.

В соответствии с возложенными на них функциями РКЦ осуществляют следующие операции:

– открытие, переоформление и закрытие корреспондентских счетов (субсчетов) кредитным организациям (филиалам) по месту их нахождения, а также других счетов юридическим и физическим лицам;

– списание (зачисление) средств со счетов (на счета) кредитных организаций (филиалов), других юридических и физических лиц;

– контроль соблюдения правил и сроков совершения расчетных операций кредитными организациями, другими юридическими и физическими лицами;

– контроль осуществления платежей в пределах средств, имеющихся на счетах кредитных организаций (филиалов), других юридических и физических лиц;

– учет списания (зачисления) средств посредством отражения на корреспондентских счетах (субсчетах), расчетных и текущих счетах, счетах межфилиальных оборотов, а также других счетах, открытых на балансе РКЦ;

– выверку отражения расчетных операций на корреспондентских счетах (субсчетах) и других счетах, открытых на балансе РКЦ и на балансе кредитных организаций (филиалов);

– защиту расчетно-денежных документов с применением специальных средств;

– прием и выдачу ценностей из резервных фондов;

– учет эмиссионных операций;

– прием и выдачу наличных денег кредитным организациям (филиалам) и другим юридическим и физическим лицам;

– обработку денежной наличности;

– открытие и закрытие ссудных счетов но рефинансированию банков Банком России на основании кредитных договоров, заключенных территориальным учреждением Банка России;

– начисление процентов по кредитным операциям, контроль за их своевременным и полным перечислением.

Взаимоотношения РКЦ с обслуживаемыми кредитными организациями, представительными и исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления, органами федерального казначейства, другими клиентами строятся на договорной основе.

Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместно Банком России и Минобороны России.

Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Минобороны России, иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, а также физических лиц, проживающих па территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможны.