Технология социального партнерства

Одной из наиболее эффективных технологий построения социально-ориентированного взаимодействия педагога и воспитанника, организации среды для такого взаимодействия в условиях школы (как, впрочем, и в других сферах социализации) является технология социального партнерства.

Социальное партнерство – это тип взаимодействия учреждений с субъектами и другими социальными институтами, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников процесса. Он характеризуется наличием сторон, имеющих как общие, так и различные (иногда противоположные) интересы, ориентацией сторон на поиск и достижение социального консенсуса, заинтересованностью всех социальных субъектов в конструктивном решении вопросов совместной деятельности.

Социальное партнерство в образовании – это совместная деятельность (добровольное и равноправное взаимодействие и взаимная поддержка) образовательного учреждения и других социальных институтов, направленная на разработку, принятие и реализацию педагогических и социально-экономических решений, обеспечивающих повышение эффективности развития, обучения и воспитания детей и подростков, их самоопределения и самореализации в социальной среде, взаимодействие участников образовательного процесса, решающих задачу перевода потенциальных форм системы образования в актуальные, отвечающие общему для всех сторон интересу – высокому уровню образовательной подготовки выпускника (С. Г. Гринько). Потенциал социального партнерства обеспечивается совокупностью различных видов ресурсов: интеллектуальных, экономических, кадровых, организационных, методических.

Структура социального партнерства включает в себя:

а) партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности (образовательное учреждение, обучающиеся (воспитанники), педагогические работники, родители и др.);

б) партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства (федеральные, региональные и местные органы управления образованием; федеральные, региональные и местные органы труда и занятости; работодатели; профсоюзы; общественные организации, другие учреждения социальной сферы);

в) партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление общества микрорайона, района, города и т.д.

Основные принципы социального партнерства:

• полномочность представителей сторон;

• равенство сторон на переговорах и недопустимость ущемления законных интересов прав всех субъектов;

• приоритетность примирительных методов и процедур в переговорах;

• добровольность принятия обязательств;

• обязательность исполнения договоренностей;

• регулярность проведения консультаций в ходе сотрудничества и ответственность за принятые обязательства.

Развертывание, расширение практики социального партнерства как средства социального и нравственного оздоровления в степах школы позволяет сформировать конкурентоспособную личность, готовую строить новые продуктивные отношения с окружающими, проявлять инициативу, нести ответственность за принимаемые решения. Кроме того, новейшая мировоззренческая парадигма жизни основана на идее выстраивания партнерских отношений с природой и социумом. Общечеловеческим идеалом человека ближайшего будущего постепенно становится человек-партнер.