Лекция 4. Тарифы и расчеты за перевозки грузов различными видами транспорта

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• системный подход к ценообразованию, порядок установления тарифов, влияние на тарифы различных факторов и стратегий;

• как решать важнейшие задачи народного хозяйства и бизнеса, к которым относятся рациональное распределение грузооборота и объема перевозок между различными видами транспорта, ликвидация нерациональных перевозок, развитие экономических связей между регионами страны;

уметь

• определять предельный, технический и целевой тариф, а также разработанную тарифную систему и рассчитывать провозную плату при перевозке грузов различными видами транспорта потребителям;

владеть

теоретическими аспектами определения тарифа в условиях чистой конкуренции, монополии и олигоналии, а также изменениями тарифа на рынке материалопотока при использовании спроса и предложения.

Ценообразование на рынке транспортных услуг

Установление тарифов (цен) – одна из наиболее важных областей принятия решений в любом бизнесе, в том числе и логистическом. Однако порядок установления тарифов (цен) представляет собой сложный и многоэтапный процесс (рис. 4.1). Согласно определенным стратегиям, приведенным в некоторых литературных источниках, этот процесс включает следующие этапы:

• поддерживать стратегию позиционирования товара или услуги;

• служить достижениям финансовых целей компании;

• соответствовать реалиям рыночной среды.

На рис. 4.2 приведен системный подход при установлении тарифа (цены), раскрывающий стратегию позиционирования товара(услуги). Последняя направлена на то, чтобы выделить товар (услугу) среди конкурентов, по крайней мере, по одной привлекательной характеристике, определяющей целевой сегмент данного товара (услуги), значимость и искомые выгоды, а также качество товара или услуги, ее себестоимость и цену.

Рис. 4.1. Порядок ценообразования

Если говорить о грузовых тарифах, то они по своей экономической природе представляют собой цены за услуги по транспортировке грузов. Будучи ценой, грузовые тарифы способствуют рациональному размещению продукции и правильному сочетанию интересов производства и потребления.

Рис. 4.2. Системный подход к ценообразованию

Источник: Диксон П. Р. Управление маркетингом: пер. с англ. М.: Бином, 1998. С. 451.

Грузовые тарифы, как и любая цена, обладают рядом функций:

• выражают затраты труда;

• материально стимулируют развитие и совершенствование производства;

• формируют общественные потребности;

• обладают распределительной функцией, поскольку через цену идет важный и сложный процесс распределения вновь созданной стоимости на нужды производства, потребления и накопления.

Грузовые тарифы также способствуют разрешению важнейших народно-хозяйственных задач и бизнеса: рациональному размещению производительных сил в стране; приближению промышленности к источникам сырья, развитию новых районов; рациональному распределению грузооборота между различными видами транспорта; полному использованию подвижного состава, ликвидации излишне дальних перевозок, максимальной загрузке порожних пробегов; укреплению хозяйственного расчета на транспорте; развитию экономических связей между районами страны.

Поведение цен на рынке – сложный процесс; установив ту или иную цену, фирма может получить как большие прибыли, так и иметь значительные потери. Важно отметить, что процесс принятия решения о ценообразовании основан не на данных одной какой-то науки, а опирается на знания и достижения множества различных теоретических разработок, в частности, в области бухгалтерского учета, экономики и маркетинга. С уверенностью можно утверждать, что установление цены не имеет ничего общего (или имеет мало общего) с затратами, понесенными в ходе перевозок и реализации рассматриваемого продукта или услуги, но весьма прочно связано с рыночной конъюнктурой.

В основе построения тарифов (цен) лежат средние затраты, связанные с перевозками продукции, плюс прибыль (надбавки к издержкам). Уровень надбавки определяется целями фирмы, способными влиять на установленную норму прибыли на вложенный капитал. Специалисты утверждают, что процент надбавки имеет тенденции к росту в ситуациях, когда фирма считает, что прибыль получить проще (в период экономического бума), и к снижению – в ситуации, когда фирма полагает, что прибыль получить труднее, т.е. в период экономического спада. Тем не менее этот метод установления цены (тарифа) служит неплохим средством достижения максимальной прибыли в ситуациях изменчивости и неопределенности.

Совокупные затраты, доходы и прибыль показаны на рис. 4.3. При этом тариф (цена) остается постоянной величиной, а объем перевозок изменяется. Совокупные доходы и расходы растут по мере увеличения материалопотока. На уровне перевозок ниже точки Q1 фирма несет убытки в результате высоких постоянных расходов и низкого уровня материалопотока. После точки Qt наблюдается рост прибыли (отрезок х–у). Максимизируется прибыль на уровне материалопотока Q2.

Рис. 4.3. График определения максимальной прибыли и доходов

Увеличение объема материалопотока после точки Q2 приводит к росту совокупного дохода, но снижается совокупная прибыль. В точке D выполнение материалопотока соответствует совокупным доходам и затратам. Этот пример даст возможность менеджеру логистики сделать вывод, что при установленной цене только конкретный объем материалопотока может гарантировать максимальную прибыль.

Поэтому естественным и популярным подходом к разработке ценовой стратегии может быть анализ издержек. Это связано с тем, что логистическая фирма при доставке продукции несет расходы. Естественно, что она стремится определить диапазон цен (тарифов), обеспечивающих покрытие постоянных и переменных затрат, и получить прибыль.

Цены, рассчитанные на основе издержек, без явного учета рыночных факторов называют ценами, исходящими из издержек.

Можно выделить три типа таких цен (тарифов), каждый из которых отвечает конкретным целям по покрытию издержек и рентабельности.

Предельный тариф Рп соответствует переменным издержкам, т.е. ведет к нулевой предельной прибыли:

Предельный тариф = Переменные издержки.

Переменные издержки – это абсолютная нижняя граница тарифа, ниже которой фирма не может опуститься.

Технический тариф Рт (тариф безубыточности) соответствует постоянным и переменным издержкам. При принятой гипотезе материалопотока:

или

(4.1)

где Q – материалопоток, соответствующий различным гипотезам; Спер, Спост – переменные и постоянные расходы.

Как правило, технический тариф обеспечивает полное покрытие расходов в расчете на конкретный объем материалопотока и к другим объемам не применяется.

Целевой тариф Рц устанавливается введением некоторой надбавки к техническому тарифу Рт, определяемой относительно инвестированного капитала К. Целевой тариф также исходит из гипотез материалопотока:

(4.2)

где р – уровень отдачи на капитал (ожидаемая рентабельность).

Движение цен (тарифа) на рынке материалопотока зависит от спроса и предложения. Впервые определение функции спроса еще в XIX в. дал французский экономист Λ. Курно. Его функция D показывает зависимость спроса от цены Р, т.е. D =f(Р).

Закон спроса формулируется так: при прочих равных условиях на любом рынке существует обратная зависимость между ценой (тарифом) и спросом на материалопоток, т.е. спрос растет при снижении тарифа, и наоборот (табл. 4.1).

Аналогично спросу определяется и функция предложения: S = f(P).

Закон предложения гласит, что с ростом цены (тарифа) растет и предложение.

Общий для обоих функций фактор (тариф) Р оказывает на них противоположное влияние, и кривые предложения и спроса движутся в противоположных направлениях. Точка их пересечения А определяет значение Р0 и называется рыночной или равновесной ценой (рис. 4.4).

Таблица 4.1

Характерные черты четырех основных моделей рынка

Характерная черта

Модель рынка

чистая конкуренция

монополистическая конкуренция

олигополия

чистая монополия

Число фирм

Очень большое

Много

Несколько

Одна

Тип продукта

Стандартизированный

Дифференцированный

Стандартизированный или дифференцированный

Уникальный; нет близких заменителей

Контроль над ценой

Отсутствует

Некоторый, но в узких рамках

Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре

Значительный

Рис. 4.4. Функции спроса Q, D и предложения S в зависимости от цены Р:

D – спрос; S – предложение; Q – объем материалопотока; А – точка равновесия; Р – цена

Если рыночная цена (тариф) оказывается в какой-то момент выше равновесной, то она порождает избыток предложения над спросом, если ниже точки равновесия, то порождает дефицит предложения по сравнению со спросом. Поэтому на рынке цена (тариф) стремится к равновесию.

Практика показывает, что анализ графиков спроса и предложения позволяет оценить возможное поведение фирм логистической системы в конкретной политике цен (тарифов).