Таможенная процедура таможенного транзита

Таможенный транзит – это таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования (п. 1 ст. 215 ТК ТС).

В Кодексе дается перечень случаев применения таможенной процедуры таможенного транзита. Она применяется при перевозке:

– иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;

– иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;

– иностранных товаров, а также товаров Таможенного союза, если это предусмотрено законом, от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;

– иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа;

– товаров Таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза.

Вместе с тем в Кодексе указывается, что таможенная процедура таможенного транзита не применяется в отношении товаров, перевозимых воздушным транспортом, если воздушное судно во время совершения международного рейса в месте прибытия совершает промежуточную или вынужденную (техническую) посадку без частичной разгрузки (выгрузки) товаров.

Кроме того, в Кодексе закреплены положения об особенностях применения таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным и морским транспортом. В отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории Таможенного союза, особенности таможенного транзита определяются международным договором государств – членов Таможенного союза. Что касается товаров, перемещаемых морским транспортом, а также иностранных товаров, перевозимых от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа или от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа по территории только одного государства – члена Таможенного союза, то особенности таможенного транзита в отношении их могут быть установлены законодательством такого государства – члена Таможенного союза.

Регулируя таможенную процедуру таможенного транзита, Кодекс устанавливает условия помещения товаров под таможенный транзит, меры обеспечения соблюдения таможенного транзита, его срок; определяет место доставки товаров при таможенном транзите, оборудование транспортных средств международной перевозки товаров, порядок выполнения разгрузки, перегрузки и иных грузовых операций с товаром, а также замену транспортных средств международной перевозки при таможенном транзите. Кроме того, Кодекс закрепляет обязанности перевозчика при таможенном транзите, его ответственность, устанавливает моменты возникновения и прекращения обязанности по уплате ввозных и вывозных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенный транзит, меры, принимаемые при аварии, возникновении действия непреодолимой силы или иных обстоятельствах при таможенной процедуре таможенного транзита, и, наконец, порядок завершения указанной процедуры.

Условия помещения товаров под таможенный транзит. В соответствии со ст. 216 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита допускается при соблюдении следующих условий:

– товары не запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу с такой территории;

– в отношении товаров представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;

– в отношении ввозимых товаров осуществлены пограничный контроль и иные виды государственного контроля, если товары подлежат такому контролю в месте прибытия;

– представлена транзитная декларация;

– в отношении товаров приняты меры обеспечения соблюдения таможенного транзита в соответствии с законом;

– обеспечена идентификация товаров в соответствии с законом;

– транспортное средство международной перевозки оборудовано надлежащим образом в случае, если товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями.

Приведенный перечень дает основание прийти к выводу, что основными критериями определения условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита являются легитимность таких товаров, обязательность установления контроля над ними и обеспечения соблюдения указанной процедуры, наличие всех необходимых документов на товары.

Кодекс содержит перечень мер обеспечения соблюдения таможенного транзита. К ним относятся, во-первых, обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров в соответствии с законом, во-вторых, таможенное сопровождение и, в-третьих, установление маршрута перевозки товаров. Необходимо иметь в виду, что таможенные органы не требуют предоставления обеспечения оплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, если: а) в качестве декларанта выступают таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор; б) товары перемещаются железнодорожным транспортом; в) они перевозятся под таможенным сопровождением. Кроме того, не требуется предоставление обеспечения оплаты таможенных пошлин, налогов, если это установлено международными договорами, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза (п. 2 ст. 217 ТК ТС).

Важная роль в качестве меры обеспечения соблюдения таможенного транзита принадлежит таможенному сопровождению. Это сопровождение транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, которое осуществляется должностными лицами таможенных органов либо иными организациями в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза в целях обеспечения соблюдения указанной процедуры.

В Кодексе дается перечень случаев, когда таможенный орган вправе принять решение о таможенном сопровождении (п. 2 ст. 218). Эти случаи связаны главным образом с неоднократным невыполнением перевозчиком обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также неисполнением им обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, установленной законом.

Маршрут перевозки товаров определяется таможенным органом отправления на основании сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах. Его изменение допускается с письменного разрешения таможенного органа отправления либо таможенного органа, находящегося по пути его следования.

Одной из составляющих таможенного транзита является срок транзита от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения. Он устанавливается таможенным органом отправления в соответствии с обычным сроком перевозки товаров. При этом учитываются вид транспорта и его возможности, установленный маршрут, другие условия перевозки и заявление декларанта и (или) перевозчика, если он не выступает декларантом таможенной процедуры таможенного транзита. Берутся также во внимание требования режима труда и отдыха водителя в соответствии с международными договорами. Предельный срок таможенного транзита не должен превышать срок, определяемый из расчета 2 тыс. км за один месяц.

Место доставки товаров при таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах. Однако в случаях, установленных законодательством государств – членов Таможенного союза, таможенный орган отправления вправе установить места доставки независимо от сведений, зафиксированных в транспортных (перевозочных) документах.

Местом доставки товаров при таможенном транзите является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. Товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа, если иное не установлено законом. Местом доставки товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, является зона контроля на станции назначения. Перевозчик вправе обратиться в таможенный орган с просьбой об изменении места доставки товаров. Положительное решение просьбы оформляется путем завершения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, место доставки которых изменено, и оформления новой транзитной декларации.

Ряд требований предъявляется к оборудованию транспортных средств международной перевозки при перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями. Указанные транспортные средства должны быть сконструированы и оборудованы таким образом, чтобы:

1) таможенные пломбы могли быть наложены простым и надежным способом;

2) товары не могли быть извлечены из опломбированной части грузовых помещений транспортного средства международной перевозки или вложены в них без видимых следов вскрытия или повреждения таможенных пломб и печатей;

3) отсутствовали потайные места, в которых товары могут быть спрятаны;

4) места, в которых могут находиться товары, были доступны для их таможенного осмотра.

Соответствие транспортного средства международной перевозки перечисленным требованиям может быть подтверждено заблаговременно путем получения свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями. При переходе к другому лицу права владения транспортным средством указанное свидетельство остается действительным.

Как составные части таможенной процедуры таможенного транзита разгрузка, перегрузка (перевалка) и иные грузовые операции с товарами, а также замена транспортных средств международной перевозки при таможенном транзите допускаются с разрешения таможенного органа отправления или таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется соответствующая грузовая операция. Если перечисленные операции могут быть осуществлены без повреждения наложенных таможенных пломб и печатей, либо на товары таможенные пломбы и печати не наложены, осуществление операций допускается после уведомления таможенного органа в письменном виде и (или) электронной форме.

Отказ в выдаче разрешения на осуществление грузовых операций с товарами возможен, если их осуществление может повлечь за собой утрату товаров или изменение их свойств, либо при наличии запрета на осуществление таких операций в транспортных (перевозочных) документах, документах, подтверждающих соблюдение ограничений, либо документах, выданных контролирующими государственными органами.

В ТК ТС закреплены обязанности перевозчика при таможенной процедуре таможенного транзита и его ответственность. В круг его обязанностей входят доставка товаров и документов на них в установленные таможенным органом отправления сроки и место доставки, следование по определенному маршруту, если он установлен, обеспечение сохранности товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации. Перевозчик обязан также не допускать разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенным транзитом, а также замены транспортных средств международной перевозки без разрешения таможенных органов.

В случае недоставки товаров и документов на них в таможенный орган назначения перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, таможенным органом которого товары помещены под таможенную процедуру таможенного транзита. За неисполнение других перечисленных обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, на территории которого выявлено нарушение.

В ст. 227, 228 ТК ТС регулируются возникновение и прекращение обязанности декларанта по уплате ввозных и вывозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного транзита. При этом в ст. 227 закреплены положения, относящиеся к уплате декларантом ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, а в ст. 228 – вывозных таможенных пошлин в отношении товаров Таможенного союза.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом транзитной декларации и прекращается при завершении таможенной процедуры таможенного транзита, а также в случаях, предусмотренных законом, в частности при уплате или взыскании таможенных пошлин, налогов, уничтожении (безвозмездной утрате) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо естественной убыли при нормальных условиях перевозки и хранения, при обращении товаров в собственность государства – члена Таможенного союза и в некоторых других случаях (п. 2 ст. 80 ТК ТС).

Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров Таможенного союза возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом транзитной декларации, прекращается же при завершении таможенной процедуры таможенного транзита, а также в случаях, установленных законом. Это уже упомянутые случаи прекращения обязанности декларанта по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, установленные п. 2 ст. 80 ТК ТС.

Кодекс закрепляет меры, которые должны быть приняты при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, препятствующих перевозке товаров при таможенной процедуре таможенного транзита. Их принятие возлагается на перевозчика. Он обязан обеспечить сохранность товаров и транспортных средств, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об указанных обстоятельствах и месте нахождения товаров, перевезти товары или обеспечить их перевозку в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом. Таможенный орган, получивший от перевозчика сообщение, обязан известить таможенный орган отправления и таможенный орган назначения о возникших обстоятельствах, препятствующих перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Завершение таможенной процедуры таможенного транзита. Она завершается после доставки товаров в установленное таможенным органом отправления место доставки. В целях завершения данной таможенной процедуры перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы. Сроки их представления таковы:

– в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом,– в течение одного часа с момента их прибытия в место доставки товаров, а в случае прибытия товаров вне установленного времени работы таможенного органа – в течение двух часов с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа;

– в отношении товаров, перевозимых с использованием водных, воздушных судов и железнодорожного транспорта, – в течение времени, установленного технологическим процессом порта, аэропорта или железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, если иной срок не установлен законодательством государств – членов Таможенного союза.

Кроме транзитной декларации по требованию таможенного органа перевозчик обязан предъявить товары.

Для завершения процедуры таможенного транзита таможенному органу назначения также установлены временны́е рамки. Он обязан выполнить необходимые формальности в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов после регистрации документов путем проставления отметки на транзитной декларации или иных документах, признаваемых в качестве транзитной декларации, о завершении таможенной процедуры таможенного транзита.

В течение трех часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, если иной срок не установлен таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством государств – членов Таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом.