Что такое информационная прозрачность

Информационная прозрачность означает количество и качество информации, которую компания сообщает аутсайдерам, включая акционеров и других стейкхолдеров[1]. Другими словами, под информационной прозрачностью можно понимать своевременную публикацию адекватной информации о производственных и финансовых результатах компании, а также о практике корпоративного управления. Обеспечение прозрачности достигается путем регулярного раскрытия информации о деятельности компании. При атом государство, стараясь снизить информационную асимметрию между аутсайдерами и руководством компании, нормативно регулирует процессы раскрытия информации.

По отношению к существующим в стране правовым и информационным стандартам раскрытие информации бывает:

• обязательным (mandatory disclosure);

• добровольным (voluntary disclosure).

Обязательное раскрытие информации применяется к сведениям, подлежащим предоставлению в обязательном порядке и в том объеме, в котором это требуется существующими законодательными нормами. Раскрытие информации определяется нормативными стандартами, существующими в стране, и поэтому объем требуемой к раскрытию информации может существенно варьироваться в разных странах. Обязательное раскрытие информации о компании осуществляется путем требования публичного доступа к определенным документам, а также регулирования форм и методов их использования. Обычно к таким документам относятся учредительные документы и другая регистрационная информация, проспект эмиссии или иные сведения по эмиссии, заявки на листинг ценных бумаг на биржах или внебиржевых торговых рынках, обращения за доверенностями к акционерам в связи с годовыми собраниями акционеров, годовая и промежуточная финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с рекомендуемыми стандартами бухгалтерской отчетности и проверенная независимыми аудиторами.

Добровольное раскрытие информации применяется к информации, раскрываемой по усмотрению (помимо обязательной информации) руководства компании (менеджмента). Понятно, что раскрытие информации важно не только для фондового рынка, но и для повышения качества корпоративного управления, что в конечном итоге тоже выражается в более высокой оценке инвесторами компании. Совокупность решений относительно раскрытия информации, принимаемых руководством компании, можно определить как информационную политику компании.

Раскрытие информации о компании обеспечивается следующими способами:

• представление финансовой отчетности, требуемой регулирующими органами;

• представление отчетов менеджмента о финансовом состоянии, финансовых прогнозов, пресс-релизов, презентаций и других отчетов сверх норм, установленных регулирующими органами;

• представление информации о компании через финансовых и информационных посредников.

К основным принципам раскрытия информации относятся:

• регулярность и оперативность предоставления информации (timing);

• ее доступность для большинства акционеров и иных заинтересованных лиц (availability);

• достоверность и полнота сведений (credibility/quality and amount);

• наличие разумного баланса между открытостью общества и соблюдением его интересов (ни в коем случае не должна раскрываться конфиденциальная информация, в частности коммерческая тайна, так как это может причинить вред интересам компании. Это означает, что уровень прозрачности компании должен отвечать принципу разумного паритета между обеспечением прав акционеров и других хозяйствующих субъектов в части доступа к корпоративной информации и нанесением ущерба конкурентоспособности данной компании.

В самом общем виде агентские отношения возникают между двумя или более сторонами, когда одна из сторон, именуемая агентом, выступает как представитель другой стороны, называемой принципалом, для решения каких-либо задач. По существу все контрактные соглашения, заключаемые как между работодателем и наемным работником, так и между государством и служащими, подпадают под данное определение.

Корпоративная форма организации хозяйственной деятельности позволяет инвесторам диверсифицировать риски инвестирования посредством одновременного участия в ряде проектов, а компаниям – получить значительные финансовые ресурсы, необходимые для функционирования и развития бизнеса. Однако преимущества ограниченной ответственности, предоставляемые акционерной собственностью, сопровождаются утратой части контроля над деятельностью компании. Акционеры, являясь владельцами корпорации, выполняют функцию поставщиков капитала, но право контроля и управления этим капиталом по сути дела принадлежит менеджменту. Менеджер, обладая необходимыми профессиональными навыками, знаниями и качествами, способен принимать и реализовывать решения, направленные на наилучшее использование имеющихся у компании средств. Таким образом, акционеры делегируют свои права менеджерам относительно принятия решений по большинству оперативных и долгосрочных вопросов, за исключением принципиальных, требующих согласия собрания акционеров. Уступка акционерами рычагов контроля менеджерам является одновременно и условием эффективной работы компании в форме акционерного общества, и источником возникновения агентской проблемы.

В корпоративных финансах агентской проблемой называется потенциально возможный конфликт интересов различных сторон, заинтересованных в функционировании компании, вызванный разделением функций владения и управления, а также неадекватным восприятием каждой из сторон своего вклада в результаты деятельности компании.