Свободная и принудительная мотивация

Человек может формировать свое отношение к труду без принуждения со стороны других людей. В поведении может выражаться его свободное волеизъявление, его желания, потребности, интересы, смыслы. Например, люди могут быть движимы сильным желанием работать для того, чтобы стать собственниками, повысить свой социальный статус, улучшить свое материальное благополучие или сохранить свою экономическую независимость.

Однако возможна и принудительная мотивация. При рабовладении и капитализме велик удельный вес принуждения к труду. И рабовладелец, и капиталист прибегают к принуждению и негативным санкциям. Но есть разница в средствах принуждения – прямое физическое насилие и денежное воздействие. В зрелом капитализме деньги играют роль кнута; кроме того на трудовую мотивацию воздействуют социально-экономические условия жизни – конкуренция на рынке труда, безработица, дешевая цена рабочей силы, бедность. В ответ на негативное внешнее воздействие человек испытывает страх. Отсутствие работы лишает человека средств, обрекая на голодное или полуголодное существование и унижения. Человек боится потерять работу, статус, материальное благополучие, даже жизнь. Человек должен работать, чтобы выжить. Давление извне порождает напряжение, стресс, состояние утомления. Постоянный страх оказаться безработным действует на психику человека разрушающе. Так формируется негативная принудительная мотивация к труду.

Традиционная мотивация

Традиционная мотивация имела место в сельском хозяйстве и домашней промышленности и, по М. Веберу, являлась лейтмотивом докапиталистического отношения к труду. В исторические периоды, предшествовавшие капитализму, в условиях неразвитости товарно-денежных отношений в человеческом поведении нет ориентации ни на рациональное использование капитала, ни на рациональную организацию труда. Отсутствует и стремление к интенсификации труда, увеличению производительности, привлекательным является облегчение работы. Человек по своей природе не склонен зарабатывать деньги, тем более все больше и больше денег. Он хочет просто жить, жить так, как он привык, и зарабатывать столько, сколько необходимо для такой жизни. Традиционные установки к труду связаны со стереотипным выполнением работы и одинаковым уровнем производительности, ориентацией на шаблонный по количеству и качеству продукт, неизменный уровень оплаты и удовлетворение традиционных потребностей, т.е. в общем ориентацией на воспроизводство традиционного уровня жизни. Традиционализм укореняется в мышлении и образе жизни работников и является мотивационной основой поведения. В индустриальную эпоху традиционная мотивация начинает создавать сложности для рационального управления трудовым поведением. Однако эта модель поведения воспроизводится и сегодня, например, тогда, когда работник стремится при максимуме удобства и минимуме напряжения сохранять свой обычный заработок.

Экономическая и неэкономическая мотивация

Экономическая мотивация объясняется потребностью человека в материальном обеспечении своей жизни. В индустриальную эпоху, когда возрастает значение денег и стремление к приобретению материальных благ, экономическая мотивация становится доминирующей. Вместе с тем в обществе существуют организации, члены которых имеют неэкономическую мотивацию – монастыри, армейские подразделения, организации коммунитарного типа (коммуны). Также могут быть выделены группы, имеющие преимущественно неэкономическую мотивацию, например люди, работающие по призванию, преданные своему делу; люди, работающие ради других людей; люди, для которых труд является их служением и одухотворяется иными смыслами помимо хозяйственных потребностей. Подобный тип мотивации связан с человеческим поведением, не направленным на получение денежного вознаграждения и материальных ценностей.