Сущность организационных коммуникаций

Коммуникация (от лат. communicatio – сообщение, передача) – общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д.; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях. Коммуникация представляет собой социальный процесс, отражающий общественную структуру и выполняющий в ней связующую функцию.

Организационные коммуникации являются одним из инструментов координации и распределения информационных потоков на всех уровнях управления организацией, они предполагают взаимодействие между сотрудниками, т.е. процесс взаимного обмена информацией. Существующие в организации коммуникационные процессы являются жизненно необходимыми для обеспечения постоянной, бесперебойной взаимосвязи руководителей и сотрудников, организации и ее внешней среды и др.

Как и любое социальное явление, коммуникация представляет собой сложный процесс, который может быть описан с различных сторон. В литературе приводится множество определений коммуникации, авторы которых рассматривают коммуникацию как:

процесс. Здесь коммуникация рассматривается только с одной стороны, где выступает как совокупность действий во времени, направленная па реализацию процесса передачи информации между людьми, и как социальная категория;

капал связи. В этих определениях коммуникация – инженерно-техническая категория;

услугу. В этом случае коммуникация представляет собой экономическую категорию, зависящую от конкретных условий производства и потребления;

функцию. Здесь коммуникация выступает как совокупность действий для достижения поставленной цели;

систему. В этих определениях упор делается на реализацию обмена информацией между группами людей.

Коммуникацию рассматривают также как сферу деятельности, аспект технологии, культуру субъектных отношений и т.д.

Таким образом, в простейшем случае коммуникацию можно представить как взаимодействие между экономическими агентами (субъектами), опосредованное некоторым объектом (сообщением). В связи с этим коммуникация целесообразна (функциональна) и включает в себя перемещение материи и сообщений.

Различают следующие типы коммуникации: пространственная (транспортная) и смысловая (семантическая), которая, в свою очередь, подразделяется на внутреннюю (внутриличностную) и внешнюю (социальную). Социальная коммуникация может быть описана на трех уровнях: массовом (общественном); групповом и межсубъектном (межличностном).

Пол внутриличностными коммуникациями понимают процесс коммуникации внутри человека как внутренний диалог; межличностная – процесс коммуникации с участием двух и более человек; групповая – процесс коммуникации, где участвует несколько человек; массовая (общественная) – источник передает информацию аудитории, группе людей.

Межличностные коммуникации представляют собой формальное или неформальное общение между работниками организации.

Формальные виды коммуникаций определяются политикой организации, правилами, должностными инструкциями организации и осуществляются по формальным каналам.

Неформальные виды коммуникаций осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации.