Судьи как субъекты административно-процессуальных отношений

Судьи судов общей юрисдикции и судьи арбитражных судов наделяются полномочиями субъектов административной юрисдикции по делам, возникающим из публичных, в том числе административных, правонарушений (см. под-разд. III, гл. 23–26.2 ГПК РФ; разд. III, гл. 22–26 АПК РФ).

Судьи указанных судов выступают также в качестве субъектов административной юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях, влекущих наиболее значимые административные наказания и их последствия (см. ст. 823.1 КоАП РФ). Административно-процессуальная компетенция судей определена в разд. IV КоАП Российской Федерации (Производство по делам об административных правонарушениях). Особенности производства по этим делам определены также в гл. 25 АПК РФ.

Органы исполнительной власти

В качестве субъектов административно-процессуальных отношений выступают органы исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, а также исполнительные органы местного самоуправления. Они имеют административно-процессуальные права и несут соответствующие обязанности в административных процедурах и их конкретных производствах, а также в административно-юрисдикционном процессе и производствах в рамках этого процесса.

Процессуальные права и обязанности органов исполнительной власти закреплены в ряде федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, в законодательстве субъектов РФ.

Органы публичной власти и их должностные лица с учетом их статуса участвуют в административно-процессуальных отношениях либо в качестве стороны процесса (когда, например, обжалуется решение или действие органа управления), либо в качестве органов, разрешающих административные дела.

В сфере государственного управления все чаще возникают такие правоотношения, которые связаны с процессом урегулирования деятельности различных по компетенции, а иногда и по уровню подчиненности управленческих структур в решении конкретных проблем управления. Имеется в виду урегулирование взаимодействия органов исполнительной власти по совместному решению конкретных вопросов (координация), подготовке нормативных правовых актов (согласование), принятию совместных решений, осуществлению взаимных обязательств (административных договоров) и т.п.

В сфере административно-юрисдикционного процесса различаются два вида органов публичной власти и их должностных лиц, выполняющих функции государственного принуждения. Одни в силу материальных административных норм имеют статус субъектов административной юрисдикции (см., например, гл. 22 и 23 КоАП РФ), другие выполняют функции, связанные с возбуждением соответствующих дел и применением административно-пресекательных мер (см., например, гл. 27 и 28 КоАП РФ). Вместе с тем нередко органы публичной власти и особенно их должностные лица рассматриваются законом как субъекты административной ответственности, статус которых в административном процессе определяется в качестве юридических лиц и должностных лиц, привлекаемых к ответственности (см., например, ст. 5.39, 5.57, 5.59,13.14, 13.27, 13.28, 14.9 и другие статьи КоАП РФ).

Например, должностное лицо полиции в пределах, установленных для него КоАП РФ и подзаконным нормативным правовым актом МВД России, вправе составить протокол по делу об административном правонарушении, объективная сторона которого представляет мелкое хулиганство. Тем самым должностное лицо полиции выступает в качестве субъекта административно-процессуальных отношений, возбуждающего дело об административном правонарушении.

Рассматривать такое дело в случае, если необходимо решать вопрос об административном аресте, вправе только судья, который является органом административной юрисдикции.

Должностное лицо органа исполнительной власти наделено функциями приема и регистрации обращения граждан, но рассматривать обращение и, следовательно, выступать субъектом административной юрисдикции обязан руководитель данного органа либо по его указанию иное ответственное за работу с обращениями должностное лицо.

Отметим в связи с этим, что в качестве обязательной стороны административно-юрисдикционного отношения может быть один из многочисленных органов публичной администрации (должностное лицо) в отличие от гражданских процессуальных отношений, в которых в качестве властного субъекта всегда выступает суд.

Проиллюстрировать множество органов и должностных лиц, являющихся субъектами административно-процессуальных отношений (рис. 1.7), может анализ норм гл. 28 и 29 КоАП РФ.

Иная ситуация складывается в административном судопроизводстве, где единственным субъектом, разрешающим дело, является суд, а процессуальные полномочия судьи в зависимости от его положения в судебной системе определяются ГПК РФ либо АПК РФ.