Лекция 6. Судебный контроль в Европейском Союзе

Парижский договор об учреждении ЕОУС 1951 г. положил начало практической реализации концепции экономической интеграции западноевропейских государств. Среди других институтов ЕОУС (Высший Руководящий орган, Общая ассамблея, Специальный Совет министров) упоминался Суд Объединения.

В Договоре устанавливалась основная функция Суда ЕОУС, его состав, порядок формирования и компетенция. В системе институтов ЕОУС Суду отводилась особая роль, поскольку он наделялся исключительным правом толкования учредительного договора и актов других институтов Объединения. Следует признать, что подобная исключительность компетенции международного судебного органа была ключевым моментом в построении судебной модели международной организации интеграционного типа.

Такое распределение компетенции между институтами ЕОУС было необходимо для установления и поддержания международной законности в данном межгосударственном объединении, ибо Суд ЕОУС обязывался обеспечить соблюдение права при истолковании и применении учредительного договора и актов его других институтов. Более того, само понятие правопорядка отождествлялось с деятельностью именно Суда ЕОУС, а не какого-либо из политических (межправительственных) органов.

К учредительному договору ЕОУС был приложен Протокол, содержащий Устав Суда, в котором более подробно регламентировались порядок формирования суда, его процедура и компетенция.

Развитие интеграционных процессов в Западной Европе привело к созданию в 1957 г. двух новых наднациональных межгосударственных объединений - ЕЭС1 и Евратома. Учредительные договоры этих европейских организаций также предусмотрели судебные органы, создаваемые на тех же концептуальных основах, что и Суд ЕОУС. Однако только этим влиянием ЕОУС на организационную структуру ЕЭС и Евратома не ограничилось. В день подписания учредительных актов ЕЭС и Евратом (25 марта 1957 г.) государства-члены подписали конвенцию, касающуюся некоторых общих органов, согласно которой суды трех Европейских сообществ объединялись в один суд, который стал осуществлять свои полномочия в различных сферах интеграции на основе положений соответствующих учредительных договоров.

Суд Европейских сообществ подобно своему предшественнику должен был обеспечивать соблюдение права при истолковании и применении учредительных договоров. В этом своем качестве Суд Европейских сообществ успешно функционировал довольно длительное время. Во всяком случае, идея преобразования Европейских сообществ в ЕС не привела к принципиальному изменению роли и места Суда в системе ЕС.

В 1988 г. был учрежден Суд первой инстанции, что усложнило судебную структуру Сообществ. В последнее десятилетие XX в. данная модель судебной защиты позволила Суду более или менее успешно решать задачу защиты права Сообщества от нарушений со стороны субъектов права европейской интеграции. Однако в это же время Суд Сообществ стал подавать сигналы, свидетельствующие об исчерпании его возможностей. Основной проблемой была признана перегрузка Суда все увеличивающимся потоком поступающих на его рассмотрение дел.

Данная ситуация вынудила Суд и государства - члены ЕС разработать предложения о внесении изменений в Регламент процедуры Суда Европейских сообществ и Суда первой инстанции, которые были учтены в Ниццком договоре, реформировавшем в 2001 г. учредительный договор ЕС. Суть судебной реформы ЕС состояла в том, что впервые за столь длительное время работы Суда Европейских сообществ были обновлены нормы первичного права ЕС, касающиеся организации и функционирования судебного органа Сообществ, в том числе предусматривающие создание судебных палат для рассмотрения в первой инстанции споров, имеющих специфический характер.

Одновременно с этим Ниццкий договор отменил Протоколы об Уставе Суда Европейских сообществ и заменил их новым Протоколом об Уставе Суда, который стал дополнением к учредительным договорам ЕС, Европейского сообщества и Евратома.

В тексте Лиссабонского договора 2007 г. содержится ряд новых моментов, касающихся организации и деятельности Суда. В частности, в ст. 19 Договора о функционировании ЕС устанавливается, что Суд ЕС включает в себя Суд, Трибунал и специализированные трибуналы. Он обеспечивает соблюдение права в ходе толкования и применения договоров. Государства-члены устанавливают способы обжалования, необходимые для обеспечения эффективной судебной защиты в сферах, регулируемых правом Союза. В состав Суда входят по одному судье от каждого государства-члена. Суду оказывают содействие генеральные адвокаты.

Трибунал включает, как минимум, по одному судье от каждого государства-члена.

Судьи и генеральные адвокаты Суда и судьи Трибунала отбираются из числа лиц, обеспечивающих любые гарантии своей независимости и отвечающих условиям, предусмотренным в ст. 253 и 254 Договора о функционировании ЕС. Они назначаются по общему согласию правительствами государств-членов на шесть лет. Судьи и генеральные адвокаты, чьи полномочия истекли, могут быть назначены вновь.

Суд ЕС в соответствии с учредительными договорами выносит решения: а) по искам, подаваемым государствами-членами, институтами, физическими или юридическими лицами; б) в преюдициальном порядке по запросам национальных юрисдикционных органов о толковании права Союза или о действительности актов, принятых институтами; в) в иных случаях, предусмотренных учредительными договорами.