Судебное разбирательство в Конституционном Суде РФ

Судебное разбирательство в КС РФ происходит, как правило, на основе состязательности (за исключением дел о толковании Конституции РФ).

В некоторых юридических источниках приводится мнение, что процесс в КС РФ отличается от других процессов тем, что стороны связаны как бы общей целью в виде отстаивания конституционных положений, но с разных позиций. Считаем это мнение принципиально неверным, так как конституционный процесс не менее напряжен и внутренне наполнен конфликтами, чем любой другой. Поэтому к процессу адвокат должен готовиться тщательно, так как решение, которое он получает, распространяется не только на его клиента, но и на большое количество других людей.

Также в процессе необходимо учитывать все: квалификацию судей, квалификацию других участников процесса, мировую практику и т.д.

Общие процедурные правила рассмотрения дел в КС РФ регламентируются гл. VII Закона о КС РФ.

Принятие обращения к рассмотрению после его изучения, которое может продлиться в течение 2 месяцев, означает, что производство в КС РФ переходит в новую стадию — назначение и подготовка дела к слушанию.

В ходе назначения дела к слушанию решаются следующие задачи:

— выявляется уровень подготовленности материалов дела к их рассмотрению в судебном заседании;

— устанавливается последовательность рассмотрения отдельных дел;

— определяется, каким составом судей будет рассматриваться дело.

Решение о назначении дела к слушанию принимается КС РФ в заседании КС РФ не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению. Принимая решение о назначении дела к слушанию, КС РФ должен указать в нем очередность рассмотрения данного дела в заседании. Общие правила определения очередности приводятся в Регламенте Суда, который предусматривает, что при определении очередности слушания дел Суд исходит из последовательности поступления обращений. В случаях, не терпящих отлагательства. Суд может изменить очередность либо отложить рассмотрение дела, если по связанному с ним вопросу начато производство в суде общей юрисдикции, арбитражном суде или ином государственном органе.

В соответствии со ст. 47.1 Закона о КС РФ Суд может рассматривать и разрешать дела о соответствии Конституции РФ нормативных правовых актов (за исключением федерального конституционного закона, федерального закона, конституции республики, устава края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), проверять по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверять по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, если придет к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции РФ постановлением КС РФ, сохраняющим силу, либо что оспариваемая заявителем норма, ранее признанная неконституционной постановлением КС РФ, сохраняющим силу, применена судом в конкретном деле, а подтверждение КС РФ неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения, а также изложения материалов в заседании, КС РФ назначает одного или нескольких судей-докладчиков (ст. 49 Закона о КС РФ).

Принятие обращения к рассмотрению влечет за собой проведение Судом подготовительной работы. Работу по подготовке дела к слушанию проводит назначенный Судом судья-докладчик.

Основная задача судьи-докладчика — подготовка дела к слушанию. Подготовительная работа имеет цель создать условия для эффективного и оперативного коллегиального слушания дела. В рамках возложенных задач, связанных с подготовкой дела к слушанию, судья-докладчик:

— уточняет предмет доказывания;

— вызывает стороны и их представителей, разъясняет права и обязанности, привлекает к сбору доказательств;

— истребует необходимые правовые акты, документы и материалы, организует проведение экспертиз, получение профессиональных мнений специалистов;

— координирует работу сотрудников Секретариата Суда по подготовке справок и заключений, контролирует сроки исполнения поручений;

— совместно с председательствующим в заседании определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дает распоряжения об оповещении, о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов;

— готовит доклад по делу, которым открывается судебное заседание;

— готовит проект решения Суда, а также перечень вопросов, подлежащих, по его мнению, обсуждению и разрешению в ходе совещания судей по принятию итогового решения.

Поручение судьи-докладчика носит характер требования КС РФ, от имени которого он действует, обязательного к исполнению всеми органами, учреждениями, организациями и лицами, которым оно направлено.

Уведомление о заседании суда, копии обращений и поступивших отзывов на них, копии проверяемых актов, а также иные документы направляются судьям и участникам процесса не позднее чем за 10 дней до начала заседания.

Объявления о заседаниях Суда помещаются в доступных для граждан местах в помещении КС РФ, а также в средствах массовой информации и на официальном сайте КС РФ.

Разбирательство дел в заседании Суда складывается из совокупности процессуальных действий. В рамках данной стадии можно выделить:

— подготовительную часть судебного разбирательства;

— рассмотрение дела по существу;

— вынесение решения Суда.

На всех этапах судебного разбирательства ведется протокол, требования к которому установлены Регламентом Суда.

Заседания КС РФ, как правило, проводятся открыто. Закрытые заседания проводятся, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности. При закрытых заседаниях публика в зал не допускается. Если рассматриваются сведения, которые могут повредить клиенту в результате огласки, адвокат может ходатайствовать о закрытых судебных заседаниях.

Подготовительная часть судебного заседания включает действия, направленные на то, чтобы выявить возможность рассмотрения дела по существу.

В назначенное время председательствующий открывает заседание Суда. Первоначально он констатирует наличие кворума, т.е. правомочность Суда принимать решения. Далее председательствующий сообщает, какое дело подлежит рассмотрению.

В соответствии со ст. 58 Закона о КС РФ председательствующий:

— руководит заседанием, принимая необходимые меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов;

— устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому деду;

— предоставляет слово судьям и участникам процесса;

— прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству, лишает их слова при нарушении ими последовательности выступлений, двукратном невыполнении требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выражений, провозглашении преследуемых по закону утверждений и призывов.

Поддержание порядка в заседании возложено на судебных приставов, требования которых обязательны для всех присутствующих.

В КС РФ нельзя ссылаться на документы и обстоятельства, не исследованные Судом в судебном заседании.

Необходимо уяснить, что Регламент Суда запрещает судьям прерывать чьи-либо показания репликами или комментариями.

Если представителей в процессе несколько, то адвокат, как более опытный, должен взять на себя функции координации действий. Необходимо заранее определить роли участников, чтобы они могли четко изложить факты и предъявить документы в необходимой последовательности.

Адвокат должен контролировать полноту освещения проблемы. Особой деликатности требует заявление об отводе судьи. Эту часть задачи лучше всего взять на себя адвокату. Необходимо помнить, что в КС РФ нельзя выразить недоверие всему составу Суда. Другого Суда в России нет. Можно выразить недоверие только какому-нибудь судье на основаниях, предусмотренных законодательством. В отличие от других судов в КС РФ может служить основанием участие судьи в принятии оспариваемого акта. Отвод судьи в конституционном процессе возможен на любой стадии.

После открытия судебного заседания председательствующий проверяет явку сторон и полномочия их представителей. После принятия решения о слушании дела председательствующий разъясняет сторонам и их представителям права и обязанности, а иным участникам процесса — их права, обязанности и ответственность.

На подготовительной стадии разбирательства рассматривается также вопрос об отстранении судьи от участия в рассмотрении дела.

Следующим этапом стадии судебного разбирательства является рассмотрение дела по существу, которое начинается с выступления судьи-докладчика. В его выступлении излагаются поводы и основания к рассмотрению дела, суть вопроса, ОГЛАВЛЕНИЕ имеющихся материалов, меры, принятые по подготовке дела к рассмотрению. По окончании выступления судье-докладчику могут быть заданы вопросы.

Далее Суд с учетом мнения сторон устанавливает порядок исследования вопросов дела. Обычно сначала выступают стороны и их представители. Далее могут быть заслушаны эксперты, свидетели и приглашенные лица.

Объяснения сторон или их представителей слагаются из пояснения по существу рассматриваемого вопроса и ответов на поставленные вопросы. Стороны не несут уголовную ответственность за дачу заведомо ложных объяснений или за отказ от их дачи. Пояснение по существу рассматриваемого вопроса обязательно должно сопровождаться правовой аргументацией в обоснование своей позиции по делу. При этом законодательно установлен запрет сторонам использовать свои выступления в Суде для политических заявлений и деклараций, не должны допускаться оскорбительные высказывания в адрес государственных органов, общественных организаций, участников процесса, должностных лиц и граждан (ч. 2 ст. 62 Закона о КС РФ). С целью избежания затяжек процессов, повторения представителями сторон при рассмотрении дела одних и тех же аргументов и в то же время предоставления реализации принципов состязательности и всестороннего, объективного рассмотрения дела возможно законодательное ограничение количества представителей стороны. Так, согласно ст. 53 Закона стороне предоставляется право иметь не более трех представителей. Законодательно определена последовательность постановки вопросов стороне, дающей объяснение по делу. Сначала вопросы задают судьи, затем противоположная сторона, а также эксперт с разрешения Суда.

Следующим этапом рассмотрения дела по существу является исследование документов (ст. 65 Закона о КС РФ). Документы могут быть приложены к обращению, запрошены судьей-докладчиком при изучении обращения и подготовке дела к слушанию, а также истребованы Судом в процессе рассмотрения дела.

Документы — основной материал, с которым приходится работать Суду, поскольку установление и исследование фактических обстоятельств входит в полномочия КС РФ лишь в ограниченных случаях, когда это не входит в компетенцию других судов или иных органов. Закон предусматривает несколько источников получения документов. Прежде всего это документы, поступившие от заявителей в качестве приложений к обращению. При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик может запросить дополнительные нормативные акты, результаты проверок, исследований и другие документы. Документы также могут быть истребованы Судом в процессе рассмотрения дела.

Закон устанавливает, что в заседании по инициативе судей или по ходатайству сторон документы могут быть оглашены. Не подлежат оглашению документы, подлинность которых вызывает сомнение.

По окончании судебного исследования, которое констатирует председательствующий, Суд переходит к выслушиванию заключительных выступлений сторон.

Заключительные выступления сторон являются завершением этапа рассмотрения дела.

Председательствующий констатирует окончание судебного исследования, и Суд переходит к заслушиванию заключительных выступлений сторон. Сторонам может быть предоставлено время для их подготовки. В своих выступлениях стороны не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследованные Судом. Право на заключительные выступления имеют как стороны, так и их представители. Стороны в заключительных выступлениях могут как дополнить и уточнить, так и изменить свою позицию.

По завершении заключительных выступлений сторон председательствующий предлагает судьям определить, есть ли необходимость выяснения дополнительных обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения дела, или исследования новых доказательств. Если такая необходимость существует, Суд выносит решение о возобновлении рассмотрения дела. По окончании дополнительного исследования стороны имеют право на повторные заключительные выступления. Если таких вопросов не возникнет, то исследование вопросов дела признается завершенным и председательствующий объявляет об окончании слушания.

По рассматриваемому делу в закрытом совещании Судом принимается итоговое решение. В ходе совещания судья КС РФ вправе свободно излагать свои позиции по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Порядок выработки итогового решения в совещании закреплен в § 37 Регламента Суда. Итоговое решение принимается путем голосования. При этом по требованию любого из судей проект итогового решения или поправка к нему могут обсуждаться и голосоваться по частям. Итоговое решение КС РФ принимается в целом открытым голосованием путем поименного опроса судей. Принятое в закрытом совещании итоговое решение Суда подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании. Решение Суда, вынесенное по итогам рассмотрения дела, за исключением постановления, принятого в порядке, предусмотренном ст. 47.1 Закона о КС РФ, провозглашается в полном объеме в открытом заседании КС РФ немедленно после его подписания (ч. 2 ст. 75, ч. 1 ст. 77 Закона о КС РФ).

Вынесением итогового решения конституционное производство заканчивается по общему правилу. Однако в ряде случаев судебное заседание может быть отложено либо прекращено. Суд может отложить производство по делу, если найдет вопрос недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести в том же заседании вследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, а также непредставления необходимых материалов.

После того как состоялось итоговое решение по делу или вынесено определение об отказе в принятии вопроса к рассмотрению, адвокат может обратиться с ходатайством об официальном разъяснении акта Суда, если не ясна его суть в целом или отдельные положения.

В случаях, предусмотренных ст. 68 Закона о КС РФ, производство по делу прекращается, если:

— в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению;

— будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, иным нормативным актом, договором, конституционность которого предлагается проверить, не получил разрешения в Конституции РФ;

— Суд придет к выводу, что вопрос, разрешаемый названными правовыми актами, по своему характеру и значению не относится к числу конституционных.

Решение о прекращении производства принимается в форме определения КС РФ.