Ступенчатые скидки

Бывают ситуации, когда рациональнее оказываются не простые скидки за объем разовой закупки и не накопительные скидки, а скидки лишь за объем закупки сверх порогового значения. Такие скидки иногда называют кумулятивными ступенчатыми или просто ступенчатыми скидками. Они рациональны на тех рынках, где эластичность спроса покупателя может существенно возрастать в зависимости от объема и условий потребления товара.

Классическим примером использования ступенчатых скидок является ценообразование на электричество, воду и ряд видов услуг. Рассмотрим ситуацию на примере платы за электроэнергию.

Электричество может быть использовано покупателями для различных целей:

в быту:

— для освещения и обеспечения работы обычных электроприборов;

— для приготовления пищи с помощью электроплит;

— для обогрева жилых помещений с помощью встроенных в строительные конструкции нагревателей вместо стандартных для России водяных батарей;

производственными фирмами:

— для освещения и обеспечения работы обычных электроприборов;

— для обеспечения работы технологического оборудования;

— для обогрева производственных помещений.

Для обеспечения разного по широте круга таких потребностей требуется разный объем потребления электричества и воды, и дифференциация этого объема связана с весьма специфичным проявлением эффекта взаимозаменяемости благ.

Речь идет о том, что потребность в освещении помещений в принципе может быть обеспечена как за счет использования электроосветительных приборов, так и за счет свечей и керосиновых ламп. Но в городских условиях никому сегодня не придет в голову пользоваться для освещения свечами или лучиной, а потому электричество как средство удовлетворения этой потребности конкуренции не испытывает. Следовательно, объем его потребления на эти цели малоэластичен по цене, и потому здесь использование скидок не может повлиять на объем потребления. Значит, в пределах такого объема потребления энергосистемы должны стремиться установить столь высокий тариф, какой потребитель только способен заплатить, и не давать никаких скидок за рост объема приобретаемой энергии.

Совсем иное дело — использование электричества для приготовления пищи и обогрева. В первом случае продукция электростанций конкурирует с продукцией газовых компаний, во втором — один из видов продукции энергетических компаний, а именно, электричество, конкурируете другим видом их продукции — горячей водой для отопительных сетей.

Несколько по-иному, но достаточно серьезно, проблема взаимозаменяемости энергоресурсов стоит и в производственном секторе. Промышленные предприятия могут покупать электричество у энергетических компаний, а могут построить собственные котельные на газе, угле или мазуте и с их помощью производить для себя электроэнергию и тепло. Отметим, что в последние годы по этому пути пошли многие российские фирмы (равно как и иностранные, работающие в России, например IKEA). Причина проста — это стало выгоднее, чем покупать энергию у местных энергосистем, которые, пользуясь своим положением естественных монополистов, взвинтили тарифы.

Но как должна строить свою ценовую политику энергетическая компания, которая хочет нарастить объем продаж электроэнергии, в том числе за счет вытеснения газа, а также устранения выгодности использования собственных котельных предприятий? Просто снизить цены было бы нерационально. Ведь тогда по сниженным ценам будет продан и тот объем электроэнергии, который, скажем, в быту, используется на освещение и обеспечение работы обычных электроприборов (телевизоров, холодильников и т.п.) и может быть продан и при более высоких ценах.

Решением для такой ситуации становятся как раз ступенчатые скидки. Они могут быть построены таким образом, чтобы объем потребления, который возможен при обычной степени электрификации быта (без использования электроплит и электрообогреваемых полов), обеспечивался при одном уровне цены, а сверх этого — при другом, более низком.