Структура бюджетной системы

В статистике совокупность местных, региональных и федерального бюджетов называется консолидированным бюджетом, а с учетом бюджетов государственных внебюджетных фондов – бюджетом расширенного правительства, или, как его называют в российской статистике – консолидированным бюджетом РФ и государственных внебюджетных фондов (кстати, данные Росстата дают немного другие, чем МВФ, размеры этого бюджета – в 2012 г. по доходам он составлял 37,4% ВВП, по расходам – 37,0%). В остальных случаях, когда речь идет не о статистике, совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов называют бюджетной системой, а в экономико-теоретическом смысле бюджетная система охватывает также все отношения внутри этой системы.

Местные бюджеты составляют финансовую основу органов местного самоуправления (муниципальных образований). Они образуются прежде всего из местных налогов и трансфертов из регионального бюджета, а расходуются, как правило, на нужды местной социальной и производственной инфраструктуры (школы, местные дороги, уборка мусора и т.п.). Региональные бюджеты (в России – бюджеты субъектов Федерации) образуются из региональных налогов, идущей регионам части федеральных налогов, трансфертов из федерального бюджета. Региональные бюджеты расходуются на самые широкие социальные и экономические нужды. В российской статистике региональные и местные бюджеты часто объединяют, называя это бюджетами субъектов Федерации (консолидированными бюджетами субъектов Федерации), или территориальными бюджетами (бюджетами территорий).

Бюджет центрального правительства (в России – федеральный бюджет), помимо расходов на социальную и экономическую политику, содержит расходы на институционально-правовую деятельность государства и обслуживание государственного долга. В России в 2012 г. расходы федерального бюджета составили 20% ВВП.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов – это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в остальные вышеперечисленные бюджеты.

В России это бюджеты Пенсионного фонда РФ (ПФР), Фонда социального страхования (ФСС), Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Смысл автономного существования этих фондов в том, чтобы оградить от возможного недофинансирования наиболее значимые социальные расходы государства в условиях частой нехватки средств на другие бюджетные расходы, а также позволить исполнительной власти управлять этими фондами без вмешательства законодательной власти, которая утверждает бюджеты всех уровней. В России расходы государственных внебюджетных фондов в 2012 г. составляли 12% ВВП, однако в основном они дотировались за счет территориальных и особенно федерального бюджетов, составляя существенную часть их расходов.