Стратегия инвестирования компаний

Стратегии инвестиционного маркетинга — это определение средств и методов обеспечения преимуществ над конкурентами, а также распределение ресурсов, необходимых для достижения маркетинговых целей. Стратегии инвестиционного маркетинга направлены на увеличение контролируемой доли рынка на основе использования ключевых факторов маркетинговой деятельности. Они являются результатом процессов стратегического бизнес-планирования.

На современном этапе все большее число организаций осознают необходимость сознательного перспективного управления инвестиционной деятельностью. Эффективным инструментом перспективного управления инвестиционной деятельностью организации выступает инвестиционная стратегия.

Каждое предприятие строит стратегию своего развития на перспективу, при этом необходимо учитывать жизненный цикл товара и возможности его продления за счет совершенствования качественных характеристик товара или создания новых товаров и спроса на товар.

Инвестиционная стратегия представляет собой систему долгосрочных целей инвестиционной деятельности организации, определяемых общими задачами ее развития и инвестиционной идеологией, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения[1].

Инвестиционную стратегию можно представить как генеральное направление (программу, план) инвестиционной деятельности организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести к достижению инвестиционных целей и получению ожидаемого инвестиционного эффекта. Инвестиционная стратегия определяет приоритеты направлений и форм инвестиционной деятельности организации, характер формирования инвестиционных ресурсов и последовательность этапов реализаций долгосрочных инвестиционных целей, обеспечивающих предусмотренное общее развитие организации.

Процесс разработки инвестиционной стратегии является важнейшей составной частью общей системы стратегического выбора предприятия, основными элементами которого являются миссия, общие стратегические цели развития, система функциональных стратегий в разрезе отдельных видов деятельности, способы формирования и распределения ресурсов (рис. 5.1).

Разработка инвестиционной стратегии предприятия основана на современной концепции стратегического менеджмента. Концепция стратегического менеджмента отражает четкое стратегическое позиционирование организации

Рис. 5.1. Основные элементы инвестиционной стратегии предприятия

(включая и инвестиционную ее позицию), систему принципов, целей, механизм взаимодействия субъекта и объекта управления, характер взаимоотношений между элементами хозяйственной и организационной структуры. Для разработки инвестиционной стратегии необходима предварительная идентификация достигнутого стратегического инвестиционного уровня предприятия.

Выделяют следующие параметры идентификации инновационного стратегического уровня, характеризующие возможности и ограничения развития инвестиционной деятельности организации1.

1. Идентификация того, на что могла бы пойти организация и на что она в действительности способна.

2. Что желает делать организация с учетом индивидуальных ценностей и предпочтений ее владельцев и ключевых фигур в руководстве и финансовом менеджменте?

3. Что должна делать организация с учетом взятых на себя обязательств перед обществом?

4. Каков уровень инвестиционного риска и какова вероятность достижения целей?

5. Каков уровень стратегического мышления собственников, управляющих и финансовых менеджеров предприятия?

6. Каков уровень знаний финансовых менеджеров (их информативной осведомленности) о состоянии и предстоящей динамике важнейших элементов внешней инвестиционной среды?

7. Какими инвестиционными ресурсами располагает организация, каковы возможности перспективного их формирования, как обеспечена их антиинфляционная защита в процессе накопления?

8. Соответствует ли уровень инвестиционной активности организации текущим и перспективным требованиям ее развития, насколько полно используется ее потенциал.

9. Имеется ли на предприятии целостная стратегическая концепция в виде миссии, общей стратегии, системы стратегических нормативов развития и т.п.; в какой мере эта стратегическая концепция структурирована в разрезе отдельных хозяйственных подразделений?

10. Какова эффективность действующих на предприятии систем инвестиционного анализа, планирования контроля; в какой мере они ориентированы на решение стратегических задач?

11. Существует ли организационная структура управления инвестиционной деятельностью предприятия задачам перспективного его развития?

12. Каков уровень инвестиционной культуры организации, насколько тесно он корреспондирует с общей организационной культурой?

Разработанная инвестиционная стратегия обеспечивает механизм реализации долгосрочных общих и инвестиционных целей предстоящего экономического и социального развития организации в целом и отдельных ее структурных единиц. Она позволяет реально оценить инвестиционные возможности организации, обеспечить максимальное использование ее внутреннего инвестиционного потенциала и возможность активного маневрирования инвестиционными ресурсами. Это обеспечивает возможность быстрой реализации новых перспективных инвестиционных возможностей, возникающих в процессе динамических изменений факторов внешней инвестиционной среды. Инвестиционная стратегия учитывает заранее возможные вариации развития факторов внешней инвестиционной среды и позволяет свести к минимуму их негативные последствия для деятельности организации.

Инвестиционная стратегия обеспечивает четкую взаимосвязь стратегического, текущего и оперативного управления инвестиционной деятельностью организации. В системе инвестиционной стратегии формируется значение основных критериальных оценок выбора реальных инвестиционных проектов и финансовых инструментов инвестирования. Данная стратегия является одной из базисных предпосылок стратегических изменений общей организационной структуры управления и организационной культуры.

Инвестиционная стратегия основана на системном подходе. Системный подход — это методология рассмотрения разного рода комплексов, позволяющая глубже и лучше осмыслить их сущность (структуру, организацию) и найти оптимальные пути и методы воздействия на развитие таких комплексов и систему управления ими[2].

Системный подход предполагает всесторонний учет специфических характеристик соответствующего объекта, определяющих его структуру, а следовательно, и организацию.

Принятию стратегического решения предшествует экономический анализ, направленный на изучение вариантов. Критерием принятия решения является выбор наиболее экономичного варианта. Повышениие роли экономического анализа в принятии решений привело к использованию системного анализа, что было обусловлено коренными изменениями в управлении реальными инвестициями, а именно:

• переходом от текущего управления процессами к стратегическому, перспективному;

• переходом от обособленных частных подсистем к комплексным системам;

• повышением гибкости и оперативности при освоении процессов, рынков;

• переходом от анализа отдельных случаев к систематическому анализу вариантов решений;

• переходом от подсчета отдельных элементов эффективности к комплексной оценке всех факторов[3].

Системный подход к процессу управления реальными инвестициями включает в себя следующие элементы (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Элементы системного подхода

Процесс разработки инвестиционной стратегии осуществляется в несколько этапов. Перечислим их.

1. Изучение инвестиционных ожиданий.

2. Исследование факторов внешней среды и конъюнктуры инвестиционного рынка.

3. Оценка слабых и сильных сторон организации, определяющих особенности инвестиционной деятельности.

4. Формирование стратегических целей инвестиционной деятельности организации.

5. Выбор стратегических направлений и форм инвестиционной деятельности организации.

6. Формирование инвестиционной политики.

7. Разработка системы организационно-экономических мероприятий по обеспечению реализации инвестиционной стратегии.

8. Контроль и оценка результативности инвестиционной стратегии предприятия.