Стратегии подкрепления

В теории социального научения особая роль отводится стратегии подкрепления (той или иной формы поведения), которую реализует взрослый в процессе взаимодействия с ребенком. Представление о том, что та или иная форма поведения окажется эффективной или не приведет к желаемому результату, выступает как механизм прогнозирования. Научение окажется более эффективным в том случае, если ребенка будут информировать о тех преимуществах, которые он получит при воспроизведении соответствующего поведения. В одном из исследований изучалась социальная обусловленность поведения детей. В этом эксперименте участвовали двое взрослых и дошкольники, склонные к самоизоляции. Один взрослый поощрял детей, когда они вступали в сотрудничество со сверстниками во время игры, а другой – поощрял детей вне зависимости от того, вступали они в сотрудничество или нет. Оказалось, что в присутствии взрослого, который поощрял детское сотрудничество, дошкольники играли гораздо чаще. Данный эксперимент показал, что взрослый должен очень точно отслеживать поощряемые формы поведения. Характерен в этом отношении процесс взаимоотношения детей и родителей. Очень часто родители делают замечания детям, но не тратят времени на проверку того, насколько эти указания выполняются. В итоге дети начинают игнорировать подобные замечания, если они произносятся спокойным тоном. Сигналом для изменения поведения начинает выступать повышенный голос родителя, который свидетельствует о раздражении и возможных последствиях в виде наказания. А. Бандура подчеркивает, что нет ничего удивительного в том, что во многих семьях родители разговаривают с детьми на повышенных тонах.

Процедуры подкрепления могут использоваться для модификации поведения. Так, в работе Ф. Харрис и соавторов было проанализировано поведение замкнутого мальчика, который до 80% времени в детском саду проводил в одиночестве. Оказалось, что когда мальчик оставался один, взрослые обращали на него пристальное внимание и всячески старались его развлечь, а в тех случаях, когда он играл со сверстниками, воспитатели не обращали на него внимания. Фактически своим заботливым отношением взрослые закрепили изоляцию ребенка от других детей. На втором этапе этого исследования воспитатели получили инструкцию не обращать внимания на замкнутое поведение ребенка и, наоборот, когда мальчик включался в группу других детей, присоединяться к этой группе. За очень небольшое время ребенок стал более 60% времени проводить со сверстниками. Данный эксперимент со всей очевидностью демонстрирует, что продуманное подкрепление может изменять самые различные модели детского поведения.

Альберт Бандура выделяет систему внешних и внутренних подкреплений. Для того чтобы ребенок начал читать, необходимо внешнее подкрепление со стороны взрослого, побуждающее его к этой деятельности. По мере освоения чтения дошкольник читает не ради поощрения взрослого, а для получения информации из книг, т.е. исходя из внутреннего подкрепления. Важно заметить, что внешние побуждения при наличии внутреннего побуждения могут как усиливать, так и понижать детскую мотивацию. Так, в исследовании психологов Стэнфордского университета М. Леппера и Д. Грина дошкольников вознаграждали за рисование (которым, как известно, с интересом занимаются все дети в этом возрасте), что привело к снижению желания рисовать в свободное время, поскольку дети стали рисовать только в ответ на поощрение. Другими словами, у них практически исчезла внутренняя мотивация, которую заменила мотивация внешняя.