Страховые компании

Страховое дело является самостоятельным специфическим видом экономической деятельности, имеющим длинную историю. В основе страховой деятельности лежит принцип переложения рисков экономических субъектов на специализированную финансовую организацию, предоставляющую страховую защиту. У страховых компаний ресурсы и их размещение имеют своеобразный вид, определяемый спецификой их деятельности. В пассивах их балансов концентрируются собранные страховые премии, а в активах – выплата страховых возмещений и инвестирование свободных от выплат средств на финансовых рынках. Как и негосударственные пенсионные фонды, страховые компании являются финансовыми посредниками контрактно-сберегательного типа.

В ведущих экономиках страховые рынки являются значительными и влиятельными сегментами финансового рынка. В России уровень проникновения страхования, т.е. отношение собранных страховых взносов (премий) к валовому продукту, составляет лишь 1,3% ВВП. Межстрановые сравнения указывают на низкую емкость национального рынка (табл. 15.2). Как видно из таблицы, страховые премии в Российской Федерации находятся на низком уровне и отстают от развитых стран в ряде случаев на порядок (Великобритания, США).

Таблица 15.2

Рэнкинг стран по премиям страховых компаний, % к ВВП[1]

Страна

Страховые премии, % ВВП

Страна

Страховые премии, % ВВП

Ирландия

20,2

Канада

5,0

Великобритания

12,4

Швеция

4,9

США

11,4

Норвегия

4,9

Корея

11,2

Словения

4,7

Дания

10,1

Таиланд

4,5

Швейцария

9,9

Чили

4,1

Франция

9,5

Чехия

4,0

Япония

9,3

Финляндия

3,7

Италия

7,0

Польша

3,7

Нидерланды

6,9

Словакия

3,1

Германия

6,6

Исландия

2,9

Португалия

6,3

Венгрия

2,9

Испания

5,6

Новая Зеландия

2,4

Австрия

5,5

Греция

2,3

Израиль

5,2

Мексика

1,9

Австралия

5,0

Россия

1,3

Малайзия

5,0

Турция

1,3

В 2013 г. объем рынка превысил 900 млрд руб., в 2014 г. ожидается рост до 1 трлн руб., однако темпы роста снижаются в связи с общим замедлением национальной экономики и доходов населения и предприятий. Страховые организации представляют обширный спектр продуктов страхования. Наиболее популярный вид страхования (около 50%) – это страхование имущества. Далее идут личное страхование, кроме страхования жизни (свыше 22% в общей сумме сборов) и ОСАГО (15%). По при сохранении доминирования этих видов активнее растет сегмент страхования предпринимательских и финансовых рисков, а также страхование жизни (рост за гол на 54–60%). Динамично развиваются и так называемые вмененные виды страхования – обязательное страхование ответственности владельцев опасных объектов, страхование государственного имущества, ответственности арендаторов, перевозчиков. Эти положительные тенденции отражают быструю реакцию страховых компаний на новые потребности бизнеса, а также рост страховой культуры и грамотности граждан.

Перспективы отрасли заключаются в дальнейшем расширении страховых продуктов и услуг. Так, активно развивается онлайн-страхование, т.е. оформление полисов через Интернет. Особенно популярны продукты по страхованию туристов. Будучи дополнительным каналом продаж, онлайн- сервисы снижают трансакционные издержки страхователя и создают комфорт и удобство для страхователя. Доля прямого страхования в Великобритании составляет более 30%, в Германии – около 10%. Спрос па услуги онлайн-страхования растет в Западной Европе на 14–15% каждый год, на менее развитых рынках – на 40%.

Перспективны максимально персонализированные продукты, основанные на мобильных технологиях, например продукты pay as you drive, адресованные автовладельцам. В страховании физических лиц и принадлежащего им имущества популярным становится коробочное страхование – стандартизированная страховая программа с фиксированным пакетом рисков за фиксированную цену. Эти продукты реализуются не в офисах страховых компаний, а у их партнеров – в банках, торговых сетях. Коробочное страхование в дальнейшем распространится на страхование от несчастных случаев, каско, страхование дач, личного имущества, страхование покупок, включающее повреждение, гибель. Возможно коробочное страхование и при страховании юридических лиц – малого и среднего бизнеса. В этом случае можно провести аналогию с тиражированием кредитных фабрик, описанных в гл. 11.

Страховым компаниям предстоит активно развивать сети продаж страховых продуктов, повышать уровень качества оказания страховых услуг и выполнения обязательств, что позитивно повлияет на уровень доверия страхователей. Многие крупные компании ориентируются на рост продаж, ослабляя внимание к финансовой устойчивости. Это рождает значительные риски. Коэффициент выплат (отношение собранных премий к выплатам) является в целом по отрасли довольно низким – 46%. При любом сокращении рынка и падении спроса на страховые продукты страховщики, инвестирующие в рискованные активы, оказываются не в состоянии выполнять страховые обязательства. В связи с этим Банк России намерен ужесточить стандарты по контролю активов страховых компаний и их качества.

В страховом секторе необходимо решение и других проблем. Так, в отрасли наблюдается сильная концентрация и отсутствие полноценной конкуренции. На долю 20 крупнейших компаний приходится 70% страховых премий. В этом проявляется сходство с проблемами банковского сектора и сектора НПФ. Мелкие и средние страховые компании находятся в неравноправном положении по отношению к крупным. Каждый год регистрируется до сотни банкротств и ликвидаций компаний. С 2009 по 2013 г. число страховых компаний уменьшилось с 786 до 458. В целях повышения финансовой устойчивости отрасли требуется увеличение уровня собственного капитала, как и у других финансовых посредников. В связи с этим с 2012 г. повышены требования к минимальному размеру уставного капитала страховых организаций.

В связи с переходом регулирования страховой отрасли к Банку России контроль и надзор становятся более серьезными. В частности, объединяются регистрация и лицензирование (ранее компании регистрировались в налоговых органах), многочисленные лицензии на добровольные виды страхования заменяются единой лицензией. Предстоит, как и в случае с негосударственными пенсионными фондами, переходить на акционерную форму собственности. Пока 60% страховых организаций существуют в форме ООО.