Лекция 8. Статистика расходов и потребления населения

Потребление населения является заключительной стадией процесса воспроизводства и как экономическая категория характеризует процесс удовлетворения потребностей людей, независимо от их характера, а также способов и форм удовлетворения.

Для целей экономико-статистического изучения потребление может классифицироваться по нескольким направлениям:

• характеру потребления;

• виду потребляемых благ;

• способу удовлетворения потребностей;

• характеру оплаты.

Потребление в зависимости от его характера делится на промежуточное и конечное. Конечное потребление (счет использования доходов СПС) характеризует расходы хозяйственных единиц на покупку товаров и услуг, используемых непосредственно для удовлетворения текущих потребностей. По способу удовлетворения потребностей потребление делится на индивидуальное и коллективное. Индивидуальное потребление – это потребление товаров и услуг отдельными индивидами или небольшими группами. Отличительная особенность товаров и услуг, потребляемых индивидуально, заключается в том, что их потребление никак не отражается на остальных членах общества. Кроме того, многие виды услуг предоставляются на коллективной основе обществу в целом или его большим группам (например, населению отдельных регионов). Коллективно потребляются такие услуги, как обеспечение безопасности, оборона, законодательная и нормативно-регулирующая деятельность, деятельность в области политики, образования, здравоохранения и т.д.

По характеру оплаты потребление можно разделить на платное и бесплатное. Платное потребление осуществляется исходя из рыночных цен, бесплатное – на основе цен, не имеющих экономического значения. В первом случае процесс потребления определяется использованием доходов отдельных лиц или домашних хозяйств. Во втором случае – это в основном пользование услугами государственных учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Бесплатное потребление персонала предприятий за счет работодателя должно включаться в оплату труда как ее натуральная часть.

Кроме того, часть доходов не оказывает влияния на конечное потребление. К ним относятся: доходы, условно исчисленные через стоимостную оценку выпуска продукции для собственного конечного потребления в эквивалентных рыночных ценах (нетоварное производство, жилищные услуги для собственного потребления); заработная плата; трансферты в натуральной форме.

В статистических исследованиях изучаются не только потребности как таковые, но и внешняя форма их проявления, т.е. спрос, который может рассматриваться как общий спрос, определяемый размерами фактического конечного потребления товаров и услуг, и платежеспособный спрос, характеризуемый объемом и структурой расходов населения на потребление.

В основе изучения спроса лежит теория предельной полезности, которая исследует зависимость доходов и расходов при потреблении каждой дополнительной единицы товара. Спрос изменяется под влиянием не только цены на конкретный товар или дохода потребителя, но и цен на другие товары, наличия товаров-заменителей, потребительских ожиданий и т.д. Степень влияния различных факторов на величину спроса оценивается с помощью методов корреляционного многофакторного анализа, предполагающего построение уравнений множественной регрессии. Для анализа используются коэффициенты регрессии, коэффициенты эластичности, β-коэффициенты, Δ-коэффициенты.

При изучении потребностей населения и потребительского спроса первостепенное значение приобретает анализ расходов населения. Расходы служат не просто характеристикой спроса, они также отражают степень использования доходов.

В СНС расходы домашних хозяйств разделяются на две группы: связанные с потреблением и не связанные с ним. К первой группе относятся все расходы, произведенные домашними хозяйствами на товары и услуги, предназначенные для потребления. Ко второй группе относятся следующие расходы: налоги на доход, отчисления на социальное страхование и другие страховые взносы, отчисления в пенсионный фонд, денежные переводы и подарки. В расходы не включаются добавления к сбережениям, суммы, отданные взаймы, возврат ссуд.

По данным бюджетных обследований домашних хозяйств определяются расходы домашних хозяйств на конечное потребление, в которые входят:

• потребительские расходы;

• стоимость натуральных поступлений продуктов питания;

• стоимость предоставленных в натуральном виде дотаций и льгот.

В табл. 8.1 приводятся данные о структуре расходов на конечное потребление домашних хозяйств в I и III кварталах 2008 и 2009 гг.

Таблица 8.1

Структура расходов на конечное потребление домашних хозяйств России, %[1]

Показатели

2008 г.

2009 г.

I кв.

III кв.

I кв.

III кв.

Расходы на конечное потребление

100,0

100,0

100,0

100,0

В том числе:

потребительские расходы

94,83

96,09

94,91

95,80

стоимость натуральных поступлений продуктов питания

5,00

3,67

4,92

3,98

стоимость предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот

0,17

0,24

0,17

0,22

Данные, приведенные в табл. 8.1, свидетельствуют о доминирующей роли потребительских расходов – более 90% в общем объеме расходов на конечное потребление. В 2008 г. доля потребительских расходов возросла в III квартале по сравнению с I на 1,26 п„ в 2009 г. – на 0,89 п. за аналогичный период при снижении стоимости натуральных поступлений продуктов питания. В то же время обращает на себя внимание снижение доли потребительских расходов в 2009 г. по сравнению со значением этой величины в 2008 г.

Согласно более подробной классификации расходов на конечное потребление домашних хозяйств, рекомендуемой Росстатом, выделяются следующие группы:

• стоимость питания; в том числе:

– расходы на покупку продуктов питания;

– стоимость натуральных поступлений продуктов питания;

• расходы на покупку непродовольственных товаров;

• расходы на покупку алкогольных напитков;

• расходы на оплату услуг;

• стоимость предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот.

В табл. 8.2 приводятся данные о структуре потребительских расходов за 2003-2008 гг.

Таблица 8.2

Структура потребительских расходов домашних хозяйств, %

Показатели

Годы

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Потребительские расходы, всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

В том числе:

продукты питания и безалкогольные напитки

37,72

36,01

33,17

31,55

28,40

29,13

алкогольные напитки, табачные изделия;

3,19

3,02

2,71

2,71

2,42

2,26

одежда и обувь

12,62

11,63

10,68

10.90

10,36

10,40

жилищно-коммунальные услуги, топливо

10,52

10,81

11,34

12.11

11,64

10,38

предметы домашнего обихода, бытовая техника, уход за домом

7,25

6,89

7,21

7,26

7,27

7,53

здравоохранен ие

2,22

2,36

2,47

2,98

3,09

2,90

транспорт

9,16

10,21

12,18

12,46

16,56

15,53

связь

2,40

2,95

3,66

3,99

3,84

3,68

организация отдыха и культурные мероприятия

5,97

6,26

7,06

6,40

6,40

7,72

образование

1,31

1,71

1,83

1,98

1,76

1,58

гостиницы, кафе и рестораны

3,07

3,54

2,94

2,57

3,00

2,97

другие товары и услуги

4,55

4,62

4,75

5,10

5,26

5,91

В России наблюдается тенденция к снижению доли расходов на покупку продуктов питания и безалкогольных напитков. В целом за рассматриваемый период данный показатель снизился на 22,77% и составил в 2008 г. 29,13% общей величины потребительских расходов. С 3,19% в 2003 г. до 2,26% в 2008 г. снизилась доля алкогольных напитков и табачных изделий в составе потребительских расходов, что, безусловно, является положительной тенденцией. Кроме того, снижается доля расходов на покупку одежды и обуви. В то же время отмечается рост по таким составляющим потребительских расходов, как транспорт, связь, образование и здравоохранение, что свидетельствует об относительном удорожании услуг в составе потребительских расходов. Для перечисленных видов расходов увеличение долей составило 69,54; 53,30; 29,31 и 30,63% соответственно.

Однако рассмотрения общих данных по всей совокупности домашних хозяйств недостаточно для получения адекватной информации о структуре и динамике потребительских расходов, необходима их более детальная разработка.

Структура потребительских расходов в детальной разработке является одной из важнейших характеристик потребительского поведения домашних хозяйств. Поскольку потребности населения в течение ограниченного промежутка времени остаются практически постоянными, изменения в структуре потребительских расходов отражают динамику уровня жизни населения.

В составе расходов на покупку продуктов для домашнего питания выделяются расходы на следующие продукты: хлеб и хлебопродукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты и ягоды, мясо и мясные продукты, рыбу и рыбные продукты, молоко и молочные продукты, сахар и кондитерские изделия, яйца, масло растительное и другие жиры, чай, кофе, безалкогольные напитки и др.

В составе расходов на непродовольственные товары выделяются расходы на следующие их виды: одежду, обувь, белье и ткани, телерадиоаппаратуру, предметы для отдыха, увлечения, транспортные средства, мебель, домашнее оборудование, предметы для ухода за домом, строительные материалы, топливо, табачные изделия, медицинские товары, предметы гигиены и др.

Расходы на оплату услуг включают оплату следующих их видов: жилищно- коммунальные услуги, бытовые услуги, услуги учреждений культуры, услуги в системе образования, медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, услуги пассажирского транспорта, услуги связи и др.

Начиная с 1995 г. Росстатом проводятся обследования расходов домашних хозяйств, связанные с ведением самофинансируемой деятельности (частное предпринимательство). В их составе выделяются расходы на приобретение сырья и материалов, оплату услуг; покупку продуктов питания, используемых для изготовления товаров на продажу и оказания услуг.

Изучение состава и структуры расходов на конечное потребление в целом по всей совокупности домашних хозяйств не дает достаточного представления об их потребительском поведении. Поэтому в существующей статистической практике проводится анализ показателей расходов по различным типам домашних хозяйств. Для их группировок используются различные признаки. Один из важнейших – месторасположение домашнего хозяйства (городская или сельская местность). В зависимости от месторасположения наблюдаются весьма существенные различия в структуре расходов на конечное потребление. Так, в III квартале 2009 г. доля расходов на продукты для домашнего питания в городских и сельских домашних хозяйствах была примерно одинаковой и составила соответственно 30,76 и 42,58%, а доля стоимости натуральных поступлений продуктов питания, в составе которых основную часть занимают поступления от личных подсобных хозяйств, – 2,8 и 16,5%. В то же время отрицательным фактором является высокая доля расходов на покупку продуктов для домашнего питания в сельских домашних хозяйствах и особенно ее превышение аналогичного показателя для городских домашних хозяйств, причем данная закономерность сохраняется па протяжении последних четырех лет.

Одной из основных группировок, используемых при изучении расходов на конечное потребление, является группировка домашних хозяйств по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов. Росстатом выделяются квинтильные и децильные группы. В табл. 8.3 приводятся данные о структуре расходов на конечное потребление домашних хозяйств по квинтильным группам с различным уровнем благосостояния в 2008 г.

Таблица 83

Распределение расходов на конечное потребление по группам домашних хозяйств России с различным уровнем благосостояния в 2008 г., %[2]

Группы домашних хозяйств

Расходы на копечное потребление, всего

В том числе:

расходы на

стоимость

услуг, оказанных работодателем бесплатно или по льготным ценам

питание

в том числе поступление натуральных продуктов питания

непродовольственные товары

алкогольные напитки

оплату услуг

Все домашние хозяйства, %

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

В том числе по 20%-м группам

обследуемого

населения:

первая (с наименьшими располагаемыми ресурсами);

7,3

11,2

14,6

4,0

6,1

7,1

3,0

вторая;

11,2

15,7

18,9

7,4

11,1

11,0

7,1

третья;

15,5

19,5

20,8

11,9

17,0

15,7

12,8

четвертая;

23,6

23,2

21,0

22,5

25,3

25,9

31,6

пятая (с наибольшими располагаемыми ресурсами)

42,4

30,4

24,7

54,2

40,3

40,2

45,6

Коэффициент фондов, раз

6,0

3,0

2,0

14,0

7,0

6,0

15,0

Коэффициент

Джини

0,330

0,184

0,089

0,462

0,330

0,324

0,439

На питание 20% населения с наименьшими располагаемыми ресурсами (первая группа) расходуют 11,2% общей суммы расходов на питание домашних хозяйств, а 20% населения с наибольшими располагаемыми ресурсами (пятая группа) – 42,4%.

Еще более значительные расхождения имеют место при сопоставлении расходов на покупку непродовольственных товаров и оплату услуг. На покупку непродовольственных товаров 20% населения первой группы расходуют всего 4,0% общей суммы расходов на покупку непродовольственных товаров всех домашних хозяйств, а 20% населения группы – 54,2%.

На оплату услуг 20% населения первой группы расходуют 7,1% общей суммы расходов на оплату услуг всех домашних хозяйств, а 20% населения пятой группы – 40,2%. По стоимости услуг, оказанных работодателем бесплатно или по льготным ценам, доля 20% населения первой группы составляет всего 3,0% полученных дотаций и льгот, а доля 20% населения пятой группы – 45,6%.

Рассматривая структуру расходов на конечное потребление, приведенную в табл. 8.3, можно сделать вывод о различном характере потребления в различных квинтильных группах. Так, если в первых группах акцент делается на расходы по приобретению продуктов питания, то в последних группах – на покупку непродовольственных товаров и оплату услуг. Оценка дифференциации и концентрации в распределениях по расходам позволяет сделать аналогичные выводы. На рис. 8.1 представлены кривые концентрации (кривые Лоренца), построенные по приведенным в табл. 8.3 составляющим расходов на конечное потребление.

Рис. 8.1. Кривые концентрации составляющих расходов на конечное потребление в 2004 г.:

1 – расходы на конечное потребление всего; 2 – питание; 3 – стоимость натуральных поступлений продуктов питания; 4 – непродовольственные товары; 5 – алкогольные напитки; 6 – оплата услуг

Наиболее высокая степень концентрации расходов на конечное потребление наблюдается для расходов на покупку непродовольственных товаров: фондовый коэффициент для этой составляющей равен 14, а коэффициент Джини – 0,462. На долю первых 40% домашних хозяйств приходится лишь 11,4% расходов на непродовольственные товары, в то время как на долю последних 20% домашних хозяйств – 54,2%. Значительная концентрация характерна также для расходов на покупку алкогольных напитков, оплату услуг и стоимости предоставляемых работодателем льгот. Самая низкая степень концентрации (0,089) – по стоимости питания.

Определенные закономерности наблюдаются при изучении структуры потребительских расходов по группам населения с различным уровнем благосостояния (табл. 8.4).

Таблица 8.4

Структура потребительских расходов по группам населения с различным уровнем благосостояния в 2008 г., %

Показатели

10%-е группы населения по величине среднедушевых располагаемых ресурсов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Потребительские расходы, всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

В том числе:

продукты питания и безалкогольные напитки

50,0

46,8

44,6

42,0

40,2

36,3

31,1

27,5

25,4

15,7

алкогольные напитки, табачные изделия

2,5

2,6

2,7

2,6

2,7

2,6

2,5

2,2

2,3

1,7

одежда и обувь

8,6

9,5

10,2

10,4

10,7

11,0

11,9

13,0

11,6

7,9

жилищно-коммунальные услуги, топливо

15,9

14,6

14,0

13,0

11,8

11,1

10,8

9,4

9,3

8,3

предметы домашнего обихода, бытовая техника, уход за домом

3,0

3,8

4,1

5,0

5,7

7,0

7,9

8,0

9,6

8,8

здравоохранение

2,1

2,3

2,4

2,6

2,8

3,1

3,4

3,2

3,2

2,6

транспорт

4,8

6,0

6,6

7,4

7,8

7,7

8,2

10,5

11,9

33,3

связь

4,2

4,5

4,6

4,7

4,6

4,4

4,3

4,1

3,6

2,3

организация отдыха и культурные мероприятия

2,8

3,2

3,5

4,1

4,7

6,7

8,9

10,6

11,5

7,5

образование

0,6

0,9

1,1

1,4

1,8

2,0

2,4

2,2

1,6

и

гостиницы, кафе и рестораны

1,0

1,2

1,3

1,7

2,0

2,7

2,5

2,8

3,1

4,6

другие товары и услуги

4,5

4,6

4,9

5,1

5,2

5,4

6,1

6,5

6,9

6,2

Несмотря на наличие достаточной вариации в показателях структуры потребительских расходов по группам населения, можно выявить определенные закономерности. За исключением десятой группы с наибольшим уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов, наибольший удельный вес в потребительских расходах занимают расходы на покупку продуктов питания и безалкогольных напитков, однако если в первой группе она составляет 50,0%, то в девятой – только 25,4%. В десятой же группе населения аналогичный показатель составляет 15,7%, а наибольший удельный вес занимают расходы на транспорт – 33,3%.

Стабильное значение в первых девяти группах сохраняется для доли расходов па покупку алкогольных напитков (2,3–2,7%), в десятой же группе она существенно ниже. Доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в восьмой группе по сравнению с первой увеличивается на 51,2%, а в десятой группе становится даже ниже, чем в первой. Схожая ситуация отмечается и для долей расходов на здравоохранение и образование: в последних двух группах доли существенно снижаются.

Практически структура потребительских расходов девятой децильной группы уже соответствует европейским стандартам. Кроме того, в этих группах наибольший удельный вес занимают уже не расходы на покупку продуктов питания, а расходы на покупку непродовольственных товаров.

Все потребительские расходы населения условно можно разделить на три группы: предметы первой необходимости, менее необходимые предметы и предметы роскоши.

К предметам первой необходимости относятся товары, удовлетворяющие привычно необходимые жизненные потребности: наиболее дешевые продукты питания, одежда, обувь. Потребности в таких предметах удовлетворяются наиболее полно и в первую очередь. С повышением уровня дохода доля расходов на покупку предметов этой группы снижается.

К менее необходимым предметам потребления относятся такие, которые не являются привычно необходимыми вследствие их относительной дороговизны для домашних хозяйств с определенным уровнем дохода. С ростом доходов доля расходов на эту категорию предметов потребления растет, однако затем наступает насыщение ими при определенном уровне дохода. При дальнейшем увеличении дохода доля расходов на эти товары в бюджете снижается, так как они переходят в категорию предметов первой необходимости. Доля расходов на предметы роскоши непрерывно увеличивается.

На структуру расходов так же, как и на структуру доходов, значительное влияние оказывает наличие и количество детей в домашних хозяйствах (рис. 8.2).

Из рис. 8.2 следует, что с ростом количества детей резко снижаются денежные расходы на покупку продуктов питания. В домашних хозяйствах с четырьмя детьми и более они составляют лишь 51,0% соответствующей величины расходов домашних хозяйств с одним ребенком. Для остальных составляющих расходов на конечное потребление, представленных на рис. 8.2, наблюдается та же закономерность, но масштабы снижения

Рис. 8.2. Зависимость составляющих расходов на конечное потребление домашних хозяйств от числа детей в IV квартале 2005 г.:

1 – денежные расходы на домашнее питание; 2 – стоимость натуральных поступлений продуктов питания; 3 – расходы на жилищно-коммунальные услуги; 4 – расходы на здравоохранение; 5 – расходы на образование; 6 – потребительские расходы

показателей еще больше. Расходы на жилищно-коммунальные услуги в группе с четырьмя детьми и более составляют 22,96% аналогичных расходов домашних хозяйств с одним ребенком, на здравохранение – 25,41%, образование – 4,61%. В то же время с ростом количества детей увеличивается значение натуральных поступлений от личного подсобного хозяйства, но их уровень крайне низок и не позволяет скомпенсировать падение других составляющих. В целом потребительские расходы домашних хозяйств с четырьмя детьми и более составляют лишь 37,08% величины аналогичного показателя для домашних хозяйств с одним ребенком, а расходы на конечное потребление – 41,16%.

В условиях современной России для органов государственного и регионального управления чрезвычайно важным направлением изучения расходов является оценка структуры потребительских расходов по регионам. В регионах прослеживается взаимосвязь между величиной среднедушевых располагаемых ресурсов и структурой потребительских расходов. Оценка степени ее тесноты осуществляется с применением параметрических и непараметрических методов оценки степени тесноты взаимосвязи и анализа таблиц сопряженности. В частности, могут быть использованы ранговые коэффициенты корреляции.

Рассмотрим использование коэффициента корреляции рангов Спирмена для оценки степени тесноты взаимосвязи между величиной среднедушевых располагаемых ресурсов и удельными весами расходов на продукты питания и непродовольственные услуги по Центральному федеральному округу в IV квартале 2005 г. Все данные, необходимые для расчета, представлены в табл. 8.5.

Таблица 8.5

Данные для оценки зависимости между величиной располагаемых ресурсов и структурой расходов по Центральному федеральному округу

Регион

Ранги регионов по величине располагаемых ресурсов

Ранги регионов по удельному весу расходов на

Квадраты разности рангов (di2) для

продукты питания

непродовольственные товары

продуктов питания

непродовольственных

товаров

1

2

3

4

5

6

Области:

Белгородская

12

3

13

81

1

Брянская

4

18

6

196

4

Владимирская

5

13

7,5

64

6,25

Воронежская

8

5

17

9

81

Ивановская

3

14

1

121

4

Калужская

13

9

15

16

4

Костромская

9

6

9,5

9

0,25

Курская

2

12

12

100

100

Липецкая

17

4

16

169

1

Московская

10

10

7,5

0

6,25

Орловская

14

8

5

36

81

Рязанская

6

17

4

121

4

Смоленская

1

15

2

196

1

Тамбовская

16

1

18

225

4

Тверская

15

11

9,5

16

30,25

Тульская

7

16

3

81

16

Ярославская

11

7

14

16

9

Город Москва

18

2

11

256

49

Итого

1712

402

В гр. 2–4 табл. 8.5 представлены ранги регионов по соответствующим показателям. Регионы проранжированы в соответствии с результатами обследования по ним бюджетов домашних хозяйств, причем первый ранг присваивается региону с наименьшей величиной соответствующего показателя.

Для оценки степени тесноты взаимосвязи между величиной среднедушевых располагаемых ресурсов и удельным весом расходов на непродовольственные товары рассчитывается коэффициент корреляции рангов Спирмена с поправками, поскольку ранги регионов по удельному весу расходов на непродовольственные товары имеют две связки, т.е. группы единиц с повторяющимися рангами (по 7 и 9,5). Коэффициент Спирмена в этом случае определяется по формуле

где Т, U – поправки по факторному и результативному признакам; п – число данных.

Поправки рассчитываются следующим образом:

где q – количество связок; t, и – количество единиц в каждой связке.

Поскольку связки есть только в рангах по удельному весу расходов на непродовольственные товары, рассчитывается одна поправка (обозначим ее 7):

Коэффициент Спирмена

Величина коэффициента Спирмена свидетельствует об умеренной прямой взаимосвязи между величиной среднедушевых располагаемых ресурсов и удельным весом расходов на непродовольственные товары.

Для оценки тесноты взаимосвязи между располагаемыми ресурсами и удельным весом расходов на продукты питания используется формула коэффициента Спирмена без поправок, так как связок ни по одному из признаков нет:

Значение данного коэффициента свидетельствует об обратной тесной взаимосвязи между признаками. Таким образом, подтверждается факт, что при увеличении величины среднедушевых располагаемых ресурсов сокращается доля расходов на покупку питания, а доля расходов на покупку непродовольственных товаров растет. Выполненный анализ по другим федеральным округам дает аналогичные результаты.

Моделирование зависимости структуры потребительских расходов от величины располагаемых ресурсов проводится с использованием парных и множественных регрессионных моделей.

При изучении потребления непродовольственных товаров оценивается уровень, структура, динамика потребления, изучается дифференциация потребления в зависимости от различных факторов. Основными источниками информации о потреблении населением непродовольственных товаров является статистика розничного товарооборота и данные выборочных обследований домашних хозяйств.

Поскольку розничный товарооборот представляет собой одну из характеристик реализованного платежеспособного спроса, его натуральные и стоимостные показатели используются для оценки потребления. Основными из этих показателей являются: объемы продаж товаров в текущих и сопоставимых ценах; товарная структура розничного товарооборота; удельный вес продажи непродовольственных товаров; потребление их основных видов на душу населения; обеспеченность населения товарами длительного пользования и др.

В статистической практике России выделяются следующие группы непродовольственных товаров: одежда; обувь; предметы личной гигиены и личного обихода; фармацевтические и медицинские товары; товары бытовой химии и хозяйственного назначения; табачные изделия; мебель; часы; кухонная и столовая посуда, домашнее оборудование; телерадиотовары; транспортные средства и запасные части; основное оборудование и сельскохозяйственный инвентарь; топливо и другие горюче-смазочные материалы; строительные материалы; печатные издания и канцелярские товары; предметы досугового назначения; ювелирные изделия; вычислительная техника.

Одной из важнейших задач статистики является оценка степени дифференциации потребления в зависимости от уровня благосостояния домашних хозяйств. Для решения этой задачи определяются следующие показатели: величина и доля расходов на приобретение непродовольственных товаров; коэффициенты эластичности расходов на приобретение отдельных товаров и их видов в зависимости от доходов; степень удовлетворения потребностей в отдельных видах непродовольственных товаров; показатели динамики и структурных сдвигов потребления непродовольственных товаров и т.д.

Для характеристики уровня жизни необходимо изучать расходы на потребление не только продовольственных и непродовольственных товаров, но и услуг. Отдельно исследуется потребление бесплатных и платных услуг. Потребление бесплатных услуг наиболее полно отражается в СНС при анализе фактического конечного потребления, в том числе социальных трансфертов в натуральной форме.

Для изучения структуры и динамики расходов на оплату услуг используется Вперед их группировка: бытовые услуги; услуги пассажирского транспорта и связи; услуги жилищно-коммунального хозяйства; образовательные услуги; услуги по дошкольному воспитанию детей; медицинские, санаторно-оздоровительные и ветеринарные услуги; страховые и финансовые услуги; туристско-экскурсионные услуги; услуги физической культуры и спорта; услуги учреждений культуры, искусства и других досуговых развлечений; услуги правового характера; и т.д. Расходы на оплату услуг изучаются по тем же направлениям, что и потребительские расходы в целом, расходы на покупку продовольственных и непродовольственных товаров.

Изучение потребления и его влияния на развитие человека – это глобальная проблема мирового масштаба. Международными организациями признано, что потребление товаров и услуг оказывает огромное воздействие на жизнь населения и служит средством развития человеческого потенциала. Потребление способствует расширению возможностей человека. Кроме того, потребление является средством участия индивида в жизни общества.

По оценкам ООН[3] мировые потребительские расходы (частные и государственные) растут беспрецедентно быстрыми темпами. В реальном выражении за последние 25 лет они удвоились и составили 24 трлн долл. США. Начиная с 1970 г. мировые потребительские расходы увеличивались в среднем на 3% ежегодно.

Однако в мире сохраняются огромные диспропорции в потреблении по регионам, усиливающие неравенство. В странах с низким уровнем доходов (кроме Китая и Индии) личное потребление на душу населения сокращалось ежегодно в течение последних 15 лет примерно на 1%. Государственное и личное потребление на душу населения в Африке сегодня почти на 20% ниже, чем в 1980 г.

Личное потребление на душу населения в промышленно развитых странах (за исключением Восточной Европы и СНГ) составляет 15 910 долл. США (в ценах 1995 г.), всего лишь 275 долл. США в Южной Азии и 340 долл. США в странах Африки к югу от Сахары.

В мире наблюдается крайне сильная дифференциация стран практически по всем составляющим потребления. Например, среднедушевые расходы на здравоохранение в пяти странах с наивысшим уровнем потребления (США, Швейцария, Швеция, Финляндия, Канада) колеблются от 1945 до 2765 долл. США, а в пяти странах с наименьшим уровнем потребления (Вьетнам, Сьерра-Леоне, Танзания, Лаос, Мозамбик) – от 3 до 5 долл. США.