Статистическая обработка результатов тестирования

После проведенного тестирования результаты могут быть оценены и использованы, если они статистически достоверны. Математическая обработка результатов необходима для оценки учебной группы, курса, факультета.

Для определения средних величин используют среднее арифметическое. С его помощью можно составлять различные группы студентов или одну и ту же группу в разные периоды тренировки. Среднее арифметическое , ) определяется по формуле

т.е. сумма всех отдельных измерений (хi) делится на число обследованных (n). Мерилом рассеивания результатов служит среднее квадратическое отклонение (S):

где xi – отдельные измерения; х – среднее арифметическое; п – число обследованных.

Статистическая достоверность различий сопоставляемых результатов рассчитывается по формуле

где t – критерий распределения Стьюдента; xt и х2 средние показатели; т – средняя ошибка разности средних величин, которая рассчитывается по формуле

Степень взаимосвязи результатов сопоставляемых групп определяют по коэффициенту корреляции (r):

где xi – отдельные значения первого признака; х – средняя арифметическая величина первого признака или результат студентов первой группы; уi и у – то же второго признака или результатов второй группы.

Чем ближе коэффициент корреляции к 1, тем теснее связь между сопоставляемыми результатами. Связь может быть положительной и отрицательной. В первом случае при положительной связи при увеличении одного показателя увеличивается и второй; во втором случае при отрицательной связи увеличение одного показателя сопровождается уменьшением второго.

Для сопоставления величины колебаний в двух рядах измерений используют коэффициент вариации ( V):

Заканчивая раздел педагогического контроля, считаем необходимым подчеркнуть важность представленной доктором педагогических наук, профессором М. А. Годиком классификации основных понятий и терминов спортивной метрологии (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Основные понятия и термины спортивной метрологии

Термин/понятие

Значение термина

Пояснение к термину, в частности, способ намерения

Пример

1. Состояние спортсмена и модельные характеристики

Состояние

спортсмена

Уровень и структура морфофункциональных свойств спортсмена, определяющий его двигательные возможности

Измерение комплекса информативных признаков, отражающих разные свойства спортсмена

Состояние спортсмена на различных этапах годичного цикла, состояние после пробегания дистанции 1000 м и т.п.

Этапное состояние

Состояние, сохраняющееся длительное время (не менее месяца)

Характеризуется значениями тестов, измеренных на отдельных этапах годичного цикла тренировки

Уровень развития взрывной силы (ловкости, выносливости и т.п.) в конце подготовительного периода тренировки

Подготовленность спортсмена

Комплексная характеристика этапного состояния спортсмена, отражающая его возможности к демонстрации спортивных достижений в ближайшие месяцы

Измерения на отдельных этапах тренировки, контрольные соревнования

Уровень подготовленности в конце подготовительного периода тренировки

Текущее состояние

Ежедневные изменения состояния спортсмена, обусловленные соревновательными или тренировочными нагрузками

Результаты ежедневных измерений

Состояние на следующий день после тренировочного занятия, соревнования или дня отдыха

Текущая готовность

Частный случай текущего состояния, характеризующийся готовностью к выполнению в ближайшие дни соревновательного упражнения с результатом, близким к максимальному

Измерения, проведенные за день (за несколько дней) до старта, в котором был показан рекордный результат

Состояние за день (за неделю) до достижения рекордного результата

Оперативное состояние

Состояние спортсмена во время или сразу же после выполнения физических упражнений

Измерения, проведенные во время выполнения тренировочных или соревновательных упражнений или непосредственно после их окончания

Состояние пловца (бегуна, конькобежца и т.п.) на определенном метре дистанции или сразу же после заплыва (забега) и т.п.

Оперативная готовность

Частный случай оперативного состояния, характеризующийся немедленной готовностью к выполнению соревновательного упражнения с результатом, близким к максимальному

Спортивный результат, показанный в данном состоянии, а также косвенные измерения, оценивающие потенциальную возможность демонстрации высокого спортивного результата

Состояние в момент, непосредственно предшествовавший старту, в котором был показан рекордный результат

Модельные характеристики спортсмена

Тесты, характеризующиеся наибольшей информативностью

Результаты, показанные в этих тестах, используются для прогноза достижений на соревнованиях

Вероятностные характеристики будущего рекордсмена мира в беге на 800 м (например, величины МПК или максимальная скорость бега)

Этапные модельные характеристики

Информативные показатели состояния спортсмена на отдельных этапах годичного цикла

Используются для прогнозирования результатов соревнований на этапах годичного цикла

Величина МПК, которую должны достичь конькобежцы в сентябре, чтобы иметь возможность продемонстрировать рекордные результаты в зимние месяцы

Промежуточные модельные характеристики

Информативные показатели состояния спортсмена на различных этапах многолетней подготовки

Используются для прогнозирования результатов соревнований, а также для оценки эффективности тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки

Значения результатов в тестах, которые необходимо достигнуть в ходе подготовки. Например, в тройном прыжке с места в 12 лет – 6,5 м; в 14 лет – 7,3 м; в 16 лет – 8,0 м; в 18 лет – 9,0 м; в 20 лет – 9,7м

Педагогический контроль

Контроль, осуществляемый тренером, а также исследователем-педагогом

Педагогический контроль включает контроль:

1) за тренировочными нагрузками;

2) состоянием спортсмена;

3) спортивной техникой и тактикой;

4) спортивными результатами

и поведением спортсмена на соревнованиях

Контроль за перечисленными показателями, который проводят тренер, его помощники, а также сотрудники комплексных научных групп (КНП)

Биомеханический контроль

Контроль за техникой выполнения соревновательных и тренировочных упражнений

Рассматривается как составная часть педагогического контроля, но может проводиться с привлечением биомехаников

Регистрация времени по отрезкам дистанции, длины и частоты шагов, внутрицикловых колебаний скорости, силы отталкивания или гребка в видах спорта циклического характера; силы ударных движений в боксе; точности бросков мяча по кольцу в баскетболе и т.п.

Оперативный контроль

Контроль за оперативным состоянием спортсмена, в частности, его оперативной готовностью

Экспресс-оценка того состояния, в котором на данные минуты находится спортсмен

Определение ЧСС в паузах отдыха при повторных нагрузках; определение изменений в соотношении опорных и полетных фаз в длительном беге и т.д.

2. Тренировочные эффекты

Динамика ЧССво время бега; ОГЛАВЛЕНИЕ лактата крови или сдвиг pH после забега и т.п.

Изменения, наступающие в организме спортсмена во время выполнения тренировочного или соревновательного упражнения либо непосредственно после их окончания

Измерения, проводимые на тренировочном занятии или соревновании либо сразу после их окончания

Уменьшение силы разгибателей стопы после объемных прыжковых упражнений в занятиях предыдущего дня

Изменения, наступающие в организме на следующий день после тренировочного занятия (занятий) или соревнования

Измерения, проводимые на следующий день после тренировочного занятия или соревнований

Кумулятивный тренировочный эффект

Изменения в состоянии спортсмена, наступающие вследствие суммирования срочных тренировочных эффектов серии тренировочных занятий

Комплексные измерения, проведенные в конце периода (этапа) тренировки

Изменение подготовленности спортсмена в сентябре по сравнению с его подготовленностью в июне

Частный тренировочный эффект

Тренировочный эффект, вызываемый отдельным тренировочным средством

Может быть измерен путем сравнения тренировочных эффектов, вызываемых разным набором тренировочных средств

Тренировочный эффект, вызванный выполнением только скоростных тренировочных упражнений

3. Разновидности контроля

Контроль за подготовкой спортсмена (команды)

Сбор, оценивание и анализ информации о состоянии спортсмена (команды) в процессе его (ее) подготовки

Контроль понимается как целостная деятельность, включающая не только сбор необходимых сведений, но и их сопоставление с имеющимися данными (планами, контрольными показателями, нормами и т.п.) и последующий анализ

Контроль за состоянием спортсмена включает:

1) тестирование спортсмена (сбор информации);

2) сравнение полученных данных с имеющимися (оценивание);

3) вынесение заключения о состоянии спортсмена, соответствии состояния плану и т.п. (анализ)

Комплексный контроль

Контроль за процессом подготовки спортсмена, осуществляемый специалистами разного профиля (педагогами, врачами, биохимиками, физиологами и др.), которые собирают информацию о соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена, а также о его состоянии, оцениваемом в стандартных условиях

Имеет целью разностороннюю проверку состояния спортсмена. В зависимости от направленности отдельных сторон контроля и профиля специалистов выделяют педагогический, врачебный, биохимический и другие виды контроля

ЭКО спортсмена с последующим сопоставлением его результатов с критериями соревновательной и тренировочной деятельности

Текущий контроль

Контроль за текущим состоянием спортсмена, в частности, его текущей готовностью

Измерения, проводимые ежедневно либо один раз в несколько дней

Текущий (ежедневный) контроль за массой тела, за динамикой физической работоспособности и т.д.

Этапный контроль

Контроль за этапным (устойчивым) состоянием спортсмена, в частности, его подготовленностью

Проводимые, как правило, в конце этапа измерения показателей, характеризующих уровень развития двигательных качеств, технического и тактического мастерства спортсменов

Этапные комплексные обследования, УМО

Предложенная классификация может служить как бы маяком (ориентиром), указывающим дальнейшее направление в науке. Безусловное достоинство таблицы – это богатство фактических данных, собранных, проанализированных и систематизированных автором.