Становление новой правовой системы Российской Федерации

Смена общественного строя в России со всей очевидностью потребовала создания новой правовой системы и ее ядра — системы законодательства. Нужно было создать и конституционно закрепить механизм народовластия, привести систему государственного управления в соответствие с новыми политическими реалиями. Потребовалось практически заново создавать гражданское право, которое теперь становилось действительно частным правом. Устанавливался новый характер трудовых отношений, он также нуждался в совершенно ином правовом регулировании.

Самые радикальные изменения произошли в сфере конституционного законодательства. Для успешного управления страной, прежде всего, надо было принять федеральные конституционные и федеральные законы, на которые есть прямая ссылка в Конституции, и которые расширяют возможности конституционного регулирования общественных отношений. Это 14 конституционных законов и около 50 обычных[1].

В гражданско-правовой сфере также требовалось быстро провести замену устаревшего законодательства. В СССР как на уровне Союза, так и на уровне союзных республик правовой массив был невелик. Это объясняется тем, что распределительная административно-командная система в отсутствие рыночных отношений не нуждалась в расширении и детализации нормативной правовой базы. С переходом к рыночным отношениям проблема развития гражданско-правового законодательства приобрела особую остроту. Напряженная работа над Гражданским кодексом РФ продолжалась более 10 лет. Первая часть, содержащая общие положения, закрепляющая правовое положение физических и юридических лиц, право собственности и иные вещные права, основания возникновения, порядок заключения и гарантии исполнения обязательств, была принята уже в 1994 г. и с 1 января 1995 г. введена в действие. В этом же году была принята вторая часть, содержащая нормы, регулирующие отдельные виды обязательств. Она вступила в действие с 1 марта 1996 г. Кодификация гражданского права завершена принятием в 2006 г. четвертой части ГК РФ. Однако помимо кодификации шла с самого начала работа над многочисленными нормативными правовыми актами, регулирующими отдельные аспекты гражданско-правовых отношений. Частично это касалось и других отраслей права, например жилищного, где имеют место имущественные отношения жилищного найма. Была проведена большая работа по законодательному оформлению приватизации. В первой половине 1990-х гг. приватизация преимущественно проводилась в форме ваучеризации. Поскольку ваучеры в России не были именными, а большинство граждан в обстановке резкого падения жизненного уровня их практически за бесценок продавали, то этим воспользовалась узкая группа лиц, сумевших практически за бесценок прибрать к рукам крупные предприятия.

Первоначально трудовые отношения регулировались прежним КЗоТ РСФСР, в который вносилось большое количество дополнений и изменений. Одновременно принимались нормативные правовые акты, регулирующие вопросы социального, в частности пенсионного, обеспечения, взаимоотношений работников с работодателями и т.д. В 2001 г. был принят Трудовой кодекс РФ, который закрепил основные положения, связанные с обеспечением права человека свободно распоряжаться своей способностью к труду. Нормы ТК РФ регулируют весь спектр трудовых отношений, создают необходимые гарантии для охраны труда, отдыха, социального обеспечения лиц наемного труда. Был также принят большой пакет законов, касающихся обеспечения жизненного уровня слабо защищенных слоев населения: инвалидов, детей, лишившихся попечения родителей, многодетных семей и др.

Реформа уголовного права была обусловлена изменением отношения общества к некоторым сторонам социальной активности личности. Были декриминализованы такие виды деятельности, как занятие бизнесом, валютные операции, спекуляция. И, напротив, с 1991 г. была введена уголовная ответственность за создание препятствий для законной журналистской деятельности. Уголовный закон последовательно защищает свободу совести, гарантируя гражданам свободу вероисповедания. Декриминализация коснулась также сексуальных меньшинств.

В 1996 г. после долгого и трудного обсуждения был принят Уголовный кодекс РФ, в который в последующем было внесено много изменений и дополнений. Особенная часть Уголовного кодекса отражает общую тенденцию в расстановке приоритетов. Па первом месте находятся статьи, устанавливающие ответственность за преступления против личности, после этого идут статьи за преступления против общества, и на третьем месте — статьи за преступления против государства.

Компьютеризация и широкое использование Интернета потребовали защиты прав граждан в сфере компьютерной информации. Работа в этом направлении не имеет видимого предела, поскольку компьютерные технологии развиваются стремительно.

Неоднозначную оценку в обществе получил мораторий на смертную казнь, которая, хотя формально и не отменена, но в силу моратория не применяется и не назначается.

В меньшей степени подверглось реформированию семейное право. Дополнения коснулись главным образом вопросов защиты законных прав и интересов экономически слабых членов семьи в рыночных условиях. Новеллой для российского семейного права явился институт брачного договора, не имеющий смысла в условиях социализма, но ставший актуальным в современных условиях при решении имущественных споров между бывшими супругами при расторжении брака.

В первые годы нового столетия были также приняты Земельный, Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Жилищный кодексы РФ и др.

Таким образом, в основу демократических преобразований, охвативших наше общество в связи с преодолением последствий тоталитаризма, легла идея создания правового государства. Наиболее полное и последовательное воплощение этой идеи содержится в Конституции РФ. Демократические преобразования в нашей стране ни в коей мере не должны означать утраты Россией своей самобытности, слепого копирования образцов западной цивилизации, тесные контакты с которой позволяют взять лучшее и отсеять все, что несовместимо с нашей национальной ментальностью и культурой.