Стандарты организаций

Стандарты организаций разрабатываются:

• на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок;

• продукцию, применяемую в самой организации, а также на оказываемые ей услуги;

• процессы, применяемые в организации;

• работы, выполняемые организацией;

• услуги, оказываемые организацией на стороне в соответствии с заключенными договорами (контрактами).

Объектами стандартизации внутри организации могут быть:

• составные части, детали и сборочные единицы разрабатываемой или изготавливаемой продукции;

• процессы организации и управления производством;

• процессы менеджмента;

• технологическая оснастка и инструмент;

• технологические процессы, а также технологические нормы и требования с учетом обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, а также имущества физических и юридических лиц;

• методики и методы проектирования, проведения испытаний, измерений и (или) анализа;

• услуги, оказываемые внутри организации, в том числе социальные;

• номенклатура сырья, материалов, комплектующих изделий, применяемых в организации и пр.

Целями разработки стандартов организаций являются:

• обеспечение соблюдения требований технических регламентов;

• выполнение целей стандартизации;

• совершенствование производства;

• обеспечение качества продукции;

• обеспечение качества выполнения работ и оказания услуг;

• закрепление в стандартах характеристик и параметров новых видов продукции, процессов, услуг, методов испытаний, в том числе технологии, принципы организации и управления производством и другими видами деятельности;

• распространение и использование знаний, результатов исследований (испытаний), измерений, разработок, полученных в разных областях.

В понятие организации включаются коммерческие организации; общественные организации; научные организации; саморегулируемые организации; объединения юридических лиц.

Применение стандартов не зависит от страны и (или) места происхождения продукции; осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; выполнения работ и оказания услуг; видов и особенностей сделок; лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Организации самостоятельно разрабатывают, утверждают, учитывают, вносят изменения и отменяют свои стандарты. Однако при этом обязательно учитываются принципы стандартизации, требования технических регламентов и национальных стандартов.

Разработку стандарта организации должны предварять создание программ (планов) стандартизации организации, которая утверждается руководством предприятия.

При разработке стандартов организаций следует предусмотреть свободный доступ к проекту стандарта как сотрудников организации, так и всех заинтересованных лиц.

Перед утверждением стандартов организаций проводят их экспертизу.

Экспертизу проводят на соответствие: законодательству РФ; действующим техническим регламентам и национальным стандартам; метрологическую, терминологическую, научно-техническую, патентную и правовую оценку.

Экспертиза проекта стандарта может проводиться силами самой организации, если в ней работают квалифицированные специалисты и (или) эксперты по стандартизации.

Если таких специалистов в организации нет, то проект стандарта может быть направлен организацией-разработ- чиком в специализированные организации для проведения экспертиз.

После экспертизы стандарт утверждают и вводят в действие.

К стандартам организаций относят стандарты следующих категорий:

• стандарты предприятий (СТП);

• стандарты объединений (СТО).

Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются отдельными предприятиями, а утверждаются их руководителями приказом или личной подписью на первой странице стандарта.

Стандарты предприятий могут разрабатываться предприятием, объединением предприятий, союзом, ассоциацией, концерном, акционерном обществом, межотраслевым, региональным и другим объединением.

Предприятие самостоятельно устанавливает порядок разработки, согласования, утверждения, учета, издания, применения, обновления и отмены стандартов предприятия, но с учетом требований по разработке национальных стандартов.

Стандарты предприятий утверждаются, как правило, без ограничения срока действия. Но по решению самого предприятия срок действия стандарта может быть ограничен.

Главная цель стандартов данной категории – совершенствование организации и управления производством.

Объектами стандартов предприятий являются:

• правила по организации работ и управлению предприятием;

• продукция и ее составные части;

• технологическая оснастка и инструменты;

• общие технологические нормы процесса производства продукции;

• требования к различным услугам внутреннего характера.

Область применения стандартов предприятия распространяется на эти предприятия. Однако, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты, то они становятся обязательными для участников договора.

Обозначение стандарта предприятия состоит из:

• индекса (СТП);

• регистрационного номера, присваиваемого в порядке, установленном на предприятии;

• отделенных тире четырех цифр года утверждения стандарта.

Стандарты объединений (СТО) принимаются самостоятельно самими объединениями.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены этих стандартов устанавливается объединениями самостоятельно.

Цель стандартов этой категории – динамичное распространение результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в определенных областях знаний и сферах профессиональных интересов.

Объектами стандартов объединений (СТО) являются:

1) принципиально новые виды продукции (работ и услуг);

2) методы испытаний;

3) нетрадиционные технологии;

4) современные принципы управления производством;

5) другие виды деятельности.

Обозначение стандартов объединений состоит из:

1) индекса (СТО);

2) аббревиатуры объединения;

3) регистрационного номера, присваиваемого в порядке, установленном в научно-техническом и инженерном обществе (союзе, ассоциации и другом общественном объединении) по согласованию с Росстандартом;

4) отделенных тире четырех цифр года утверждения стандарта.

Например: СТО БР ИББС 1.0-2006, где СТО – стандарт объединения; БР – Банк России; ИББС – комплекс стандартов по информационной безопасности банковских систем; 1.0 – регистрационный номер; 2006 – год утверждения.