Стадии когнитивного развития

При периодизации детского развития важно выделять стадии когнитивного развития. Ж. Пиаже выделил четыре стадии, которые проявляются одна за другой по мере развития ребенка.

1. Сенсомоторная стадия обычно продолжается от рождения до полутора-двух лет. В этот период ребенок взаимодействует с действительностью в основном за счет сенсорной и моторной деятельности. Самое важное достижение этой стадии – понимание ребенком постоянства объектов, т.е. знание о том, что объекты существуют, даже если находятся вне его видимости.

2. Дооперационная стадия продолжается от двух до семи лет. В это время ребенок начинает осваивать сохранение и обратимость. Сохранение – это понимание того, что, например, количество жидкости не меняется при переливании из узкого стакана в широкий. Обратимость – это способность представить обратный ход событий.

3. Стадия конкретных операций продолжается от шестисеми до 11 лет. В это время ребенок получает возможность оперировать уже не предметами, а символами. На данной стадии ребенок способен упорядочивать встречаемые предметы, но еще не готов к тому, чтобы иметь дело с возможностями, которые не в состоянии воспринять непосредственно, и не имеет соответствующего опыта, приобретенного в прошлом. Вот почему те операции, которыми он уже владеет, называются конкретными.

4. Стадия формальных операций начинается в 11 лет и продолжается во взрослом возрасте. Здесь развивается логическое абстрактное мышление, появляются способности к гипотетико-дедуктивному рассуждению и научному мышлению.

Американский психолог Дэвид Мацумото отмечает, что периодизация когнитивного развития детей, сделанная Жаном Пиаже, поднимает несколько вопросов[1].

Во-первых, следуют ли выделенные им стадии в одинаковом порядке в различных культурах? Исследования, проведенные в Великобритании, Австралии, Греции, Пакистане, показали, что развитие детей везде происходит в соответствии с общей логикой стадий Пиаже, однако возраст, в котором дети переходят от стадии к стадии, существенно различается. В некоторых случаях разница может составлять до пяти лет. Эта разница, как полагает Мацумото, в определенной степени обусловлена тем, что дети имеют разный опыт выполнения тестовых заданий, предлагаемых исследователями, а использование привычных способов познания мира способствует быстрому обучению детей.

Во-вторых, насколько универсальна стадия формальных операций и насколько ее достижение является целью во всех культурах? Пиаже предполагал, что научное объяснение мира, связанное со стадией формальных операций, является высшим достижением человека. Как показали межкультурные исследования, такая цель далеко не общепринята. Разные общества ценят и поощряют разные умения и поведение. Например, как отмечает Мацумото, до недавнего времени в исламском мире наиболее образованными людьми считались религиозные лидеры и поэты. Есть культуры, в которых когнитивное развитие рассматривается прежде всего в коммуникативном аспекте, т.е. особо ценятся мыслительные качества, использующиеся в общении.