Средства и методы тактической подготовки

Вполне очевидно, что основным средством тактической подготовки является совершенствование коронных приемов и всевозможных комбинаций в различных меняющихся ситуациях в тренировках и соревнованиях.

Согласно Л. П. Матвееву упражнения в тактике применяются в трех вариантах в зависимости от этапов спортивной подготовки: тренировка в тактике в облегченных условиях; в усложненных условиях; в условиях, близких к соревновательным.

Упражнения в тактике в облегченных условиях обычно применяются при разучивании новых сложных приемов и навыков или при изменении старых. В качестве примера здесь можно привести разделение атакующей и оборонительной тактики в единоборстве. В цикличных спортивных дисциплинах, где решающее значение имеет правильное распределение сил, облегчение условий осуществляется с помощью лидеров и корректирующей информации.

Упражнения по совершенствованию технико-тактического мастерства в усложненных условиях осуществляется несколькими способами:

• посредством тактического противодействия сопернику, численность которого превышает обусловленную правилами соревнований. Например, двусторонняя игра с численно превосходящей командой противника, создание трудностей при реализации задуманного распределения сил посредством создания препятствий при занятии выгодной позиции, ограничении темпа и т.д.;

• посредством ограничения пространственных и временных условий действия, как, например, проведение тактических задач в единоборствах и играх на площадке, имеющей ограниченные размеры или же проведение атаки за более короткое время;

• посредством усложнения самих практических задач. Для этой цели по заранее намеченному плану или внезапно возникшему ставится задача с внесением изменений в тактике во время исполнения самого приема (упражнения). Например, в беге на длинные дистанции смена позиции от одного ведущего участника соревнования к другому ведущему. В этой ситуации совершенствуется разнообразие гибкой и вариативной тактики;

• посредством решения тактических задач на фоне психического и физического утомления, которое способствует повышению психологической подготовки и ведет к воспитанию так называемой соревновательной выносливости.

Тактические приемы в условиях, близких к соревновательным, имеют в качестве задачи проверку на практике тактического замысла и плана в условиях, наиболее близких к предполагаемым на соревновании. Для этой цели разрабатывается полная модель тактических ситуаций, которые будут использоваться в предстоящих соревнованиях. Создание такой модели, очевидно, является очень трудной задачей, особенно в тех спортивных дисциплинах, в которых поведение соперника (игрока, команды, всех видов единоборств) является весьма неопределенным.

Очевидно, практическая реализация спортивной тактики происходит посредством тактического действия. Это обязывает нас обратить особое внимание на некоторые методические требования, которые необходимо соблюдать при его создании и совершенствовании в процессе тактической подготовки. С точки зрения принципа системности и последовательности, усвоение тактических действий проходит в следующем порядке: без противника, с противником и с очень активным противником. Овладение тактическими действиями в этом порядке является показателем перехода к разработке их вариантов. Основным требованием здесь является то, что спортсмен сам открывает варианты на базе известных теоретических предпосылок и рассуждений, после чего он осуществляет их на практике.

В связи с этим возникает необходимость совершенствования тактического мышления как основного элемента и необходимой предпосылки для правильного решения тактических задач.

Другим важным моментом является воспитание у спортсмена наблюдательности, которая связана не только с силой и быстротой восприятия, но и с процессами концентрации и распределения внимания. Работа над самооценкой тактического поведения по пути его анализа также имеет существенное значение для совершенствования тактической подготовки. Она способствует внесению корректив в используемую систему тактических действий.

Для полноценного осуществления тактической подготовки необходимо создание условий для приобретения соревновательного опыта. Это вызывает необходимость целенаправленного использования различного вида соревнований, в ходе которых осуществляется практическая проверка тактического замысла и плана; анализируются тактические ошибки и на базе соответствующих выводов ставятся новые тактические задачи.