Лекция 4 ВОПРОСЫ АНТРОПОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Проблема человека и человеческих сообществ всегда интересовала философию и антропологию как совокупность научных дисциплин, изучающих человечество. Как известно, антропология акцентирует внимание как на биологической и культурной дифференциации групп людей, так и на интегративных чертах и свойствах, которые позволяют осмыслить человечество как единое целое. В структуре антропологических дисциплин культурная антропология занимает центральное место. Ее представителями разрабатывались базовые теоретические положения, которые раскрывали проблему человека и человечества, но рассматривали человека вообще.

Ограниченность антропологических воззрений на человека и сообщества людей преодолевает социальная философия, ориентированная на раскрытие и описание качественных признаков общностей людей, социальных черт и свойств человека, его природы и сущности, законов развития общества, социальных идеалов, смысла жизни человека. Современная социальная философия представляет собой раздел философии, особую форму рационального знания. Она раскрывает логику и характер прерывности социального процесса, обеспечивает мировоззренческую и методологическую составляющие познавательно-преобразовательной деятельности людей.

Лекция 5 ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

• основные концепции происхождения человека;

• ОГЛАВЛЕНИЕ природы и сущности человека;

• связь биологического и социального в человеке;

• смысл жизни человека;

• материальные и духовные ценности в жизни и деятельности человека, в том числе и таких специалистов, как юристы;

уметь

• применять полученные знания для постановки и анализа философских проблем человека;

• самостоятельно изучать и анализировать философскую литературу по проблемам человека и его будущего;

• анализировать противоречия в самом человеке и осмысливать пути их разрешения;

владеть навыками

• разрешения внутренних противоречий на основе использования философских знаний о природе и сущности человека;

• использования положений социальной философии в выявлении сути проблем формирования социально зрелой личности;

• выявления основных закономерностей и форм регуляции поведения людей.

Осуществить осмысление такого феномена, как человек, совсем не просто. Достаточно трудно найти определяющее понятие, которое позволило бы четко, ясно и непротиворечиво сформулировать определение категории "человек". В связи с этим философское постижение природы и сущности человека возможно через реконструкцию его сущностных характеристик, через осмысление его относительно самостоятельного бытия по отношению к неживой и живой природе, по отношению к себе подобным и своей деятельности, а также по отношению к самому себе.

Концепции происхождения и развития человека

В истории философии и антропологии имеется ряд различных концепций происхождения и сущности человека, основными из них считаются пять: мифологическая и религиозная; эволюционно-биологическая; трудовая; мутационная; космическая (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Природа и сущность человека

Мифологическая и религиозная концепции основаны на мифах как первых исторических видах миросозерцания и исходных составляющих мировоззрения, которые связывали происхождение людей с существованием некого первочеловека, возникшего в момент возникновения мира из хаоса. Согласно некоторым мифам Древней Индии человеческий род возникал следующим образом. Вначале не было ничего. Потом появились воды. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было золотое яйцо. Через год из золотого яйца возник прародитель - Брахма, который разбил яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина стала небом, нижняя — землей, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. Брахма утвердил землю среди вод, создал страны света и породил начало времени. Люди же появились из тела Пуруши — первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они рассекли его на части. Из уст его возникли брахманы — жрецы, руки его стали кшатриями — воинами, из бедер его были созданы вайшью — земледельцы, а из ног родились шудры — низшее сословие.

Древние греки представляли себе творение человека несколько иначе. Они считали, что вначале был Хаос, а потом от него родилась Гея — богиня Земли, и родила она Небо — Урана, а от их брака родились титаны и страшные великаны. Уран возненавидел своих детей-великанов и заключил их в недрах земли в глубоком мраке.

Младший из них, коварный Кронос (Время), хитростью низверг своего отца и отнял у него власть. Кронос боялся, что и против него восстанут дети, и повелел жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей, и безжалостно проглатывал их. Младшего сына Зевса Рея скрыла, дав Кроносу проглотить вместо него камень. Вырос Зевс, вскормленный из рога волшебной козы Амалфеи, и сверг Кроноса, заточил титанов в недра земли, а своих братьев и сестер освободил из чрева Кроноса. Боги поселились на Олимпе, и от них стали рождаться люди.

В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором соединены две ипостаси: дух и тело. Например, в Библии о происхождении человека говорится так: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествует он над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" [1].

Таким образом, в религиозном понимании человек является совершенно особой сущностью, высшим идеальным существом. Бог наделяет его незаурядными свойствами, соизмеримыми с теми, чем обладает Он, т.е. человек имеет особые полномочия от своего рождения и выполняет особую миссию служения Богу.

Правда, плоть человеческая с позиций христианства — это арена низменных страстей и желаний. Вследствие этого человеку необходимо постоянно стремиться к освобождению от этих желаний, направлять свой взор к постижению божественного света истины. В этом стремлении человек обязан не только познать свою сущность, но и приобщиться к высшей сущности и тем самым обрести спасение в день Страшного суда. Человек не должен думать о конечности своего бытия. Вера в бессмертие души была предназначена для того, чтобы скрашивать непростое земное бытие.

Что касается эволюционной, или биологической, концепции появления человека, в соответствии с которой человек произошел от обезьяноподобных предков в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора, то она имела свои опытные и научные предпосылки, появившиеся в эпоху Великих географических открытий, когда для исследователей стал доступным практически весь мир и в естествознание начала проникать идея всеобщей связи и развития. В антропологии данная идея трансформировалась в представление о развитии человека, что позволяло эмпирический материал о древнейшем прошлом человечества переводить в плоскость нового толкования. Вследствие этого К. Линнеем была высказана мысль, в которой он обосновывал связь человека с животным миром, поставив его рядом с человекообразными обезьянами. Потом Ж. Бюффон и П. Кампер выявили сходство в строении основных органов человека и животных, особенно высших обезьян, чем были заложены основы научной приматологии.

Решающий же, подлинно революционный шаг в формировании эволюционной концепции был сделан Ч. Дарвином. В опубликованной в 1871 г. книге "Происхождение человека и половой отбор" он обосновал два важных положения: 1) человек произошел от животных предков; 2) человек состоит в родстве с современными человекообразными обезьянами. Этими обоснованиями была заложена концепция антропогенеза, согласно которой человек и современные антропоиды произошли от общего предка, жившего в отдаленную геологическую эпоху и представлявшего собой ископаемое африканское обезьяноподобное существо.

Во второй половине XX в. с помощью биохимии, физиологии, иммунологии и генетики удалось получить и другие подтверждения родства человека с животным миром нашей планеты. Прямым доказательством родства человека и обезьян стали останки ископаемых существ, которые имели признаки, присущие как предкам человека и обезьян, так и промежуточным формам, находящимся между обезьяньим предком и современным человеком.

Принято считать, что древнейшим предком человека был рамапитек — крупная обезьяна, жившая 14—8 млн лет назад на территории от Индии до Африки. По строению зубов она была промежуточной особью между современными человекообразными обезьянами и человеком.

Переходной от обезьян к человеку формой были австралопитеки, останки которых были найдены в Южной Африке. Эволюция их продолжалась около 8 млн лет, но они вымерли свыше 2 млн лет назад. Австралопитеки ходили на двух ногах при выпрямленном положении тела, жили в пещерах, па безлесных пространствах. Их челюсти были слабо развиты. В качестве средств деятельности они использовали камни, палки, крупные кости конечностей копытных животных. Для резки и рубки предметов они применяли нижние челюсти и лопатки тех же животных. Австралопитеки были всеядными. Их сходство с современным человеком состоит в том, что у них концевые фаланги пальцев были такими же, как у современного человека.

Раннюю стадию становления человека представляют архантропы — древнейшие люди, существовавшие в разных формах примерно от 1,5 млн до 200 тыс. лет назад. Внешне они были очень похожи на современного человека, хотя строение черепа имело следующие черты: низкий, покатый лоб; мощное развитие надбровного валика; отсутствие подбородочного выступа; масса мозга примерно 1000 г. Есть основание полагать, что они пользовались примитивной речью и были расселены на территории Старого Света.

Последующие древнейшие люди получили название палеоантропы. Они жили 200—400 тыс. лет назад. Представители этой стадии названы неандертальцами, что связано с долиной Неандерталь в Германии (XIX в.), где впервые были найдены останки этих людей. При большой массе мозга и черепа неандертальцы обладали еще примитивными чертами. У них 100 тыс. лет назад объем мозга равнялся 1450 см3. У современного человека объем мозга составляет примерно 1350 см3. Это уменьшение обосновывается его общественно-предметной деятельностью и борьбой за выживание.

Неандертальцы с начала своего возникновения дали две ветви эволюции. Одна была представлена звероподобными людьми, а другая дала людей, которые хотя и были меньше ростом и менее развиты физически, но по морфологическим признакам оказались ближе к современному человеку. У представителей второй ветви было развито мышление, и они получили название неоантропы. Это уже был "человек разумный". Представителем неоантропов является кроманьонец, первая находка останков которого была сделана на юге Франции близ местечка Кро-Маньон. Кроманьонцы характеризуются небывалым психическим развитием. Главной их чертой было развитие интеллекта, способности к искусству. Они приручили некоторых животных и начали развивать земледелие, выводили культурные растения.

Таким образом, процесс становления человека, продолжавшийся сотни тысяч лет, завершился превращением высшего этапа развития животных в кроманьонца примерно 35—40 тыс. лет назад. Правда, считать проблему антропогенеза окончательно разрешенной не следует, ибо по мере развития науки возникают новые вопросы. Например, продолжается поиск "непосредственных" биологических предшественников человека, ждет объяснения "избыточность" человеческого мозга, рассматриваются глубинные связи сознания и орудийной деятельности и т.п.

Трудовая концепция происхождения человека была сформулирована Ф. Энгельсом в произведении "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека", опубликованной в 1896 г. В этой работе была обоснована мысль, что определяющим условием становления человека является труд. Возникновение труда ознаменовало собой исторический момент превращения предка человека в человека.

Труд — это целесообразная общественно-полезная деятельность людей, с использованием соответствующих цели средств и способов, предназначенная для создания предметов, способных удовлетворить их потребности и интересы (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Виды деятельности, обусловившие формирование человека

Благодаря труду развивались функции рук и органов речи, происходило постепенное превращение мозга первобытного человека в развитый человеческий мозг, совершенствовались органы чувств, приобретались

свойства прямой походки, развивались руки предков человека. В процессе труда у последних расширялся объем восприятий и представлений. Более того, трудовые действия и операции стали приобретать сознательный характер.

Одновременно в труде предки человека постоянно изменяли условия своего существования, создавали искусственную среду обитания, определенную материальную и духовную культуру, которую оставляли своим потомкам. Труд предопределял формирование сообществ и коллективных отношений. Он становился социальным и образующим такую же общественную форму движения материи. В социальных отношениях труд повлек за собой формирование новых, собственно человеческих свойств и черт у тех, кто трудился — у предков человека. Таким образом, сущность человека стала формироваться в труде и приобретала такую составляющую, как социальность. Это выражалось в том, что у человека, у человеческих сообществ формировались такие социальные качества, как язык, мышление, общение, убеждения, ценностные ориентации, мировоззрение и др. Все перечисленное вместе и предопределило возникновение нового социально-биологического существа, которое выступало в двух взаимосвязанных ипостасях: как человек разумный и как человек общественный. Такая характеристика относится не к отдельному представителю животного мира на определенном этапе его развития, это определение рода. Понятие "человек" непременно предполагает другого человека или, точнее, других людей, и только в этом отношении человек есть человек в полном смысле этого слова [2].

Можно однозначно утверждать, что все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, есть результат его общественно-полезной деятельности и жизни в сообществе людей. Ребенок, появившийся на свет, для того чтобы стать человеком, обязан общаться, т.е. быть в обществе и трудиться. Он является своего рода "приемником" и "передатчиком" социальной информации, понимаемой как форма и способ жизнедеятельности людей. В связи с этим можно говорить о том, что сущность человека не абстрактна, а конкретно-исторична, т.е. хотя ее ОГЛАВЛЕНИЕ и заключено в социальном, оно изменяется в зависимости от эпохи, формации, социально-культурного и культурно-бытового контекста.

Определенный интерес представляет также мутационная концепция происхождения человека. Она основана на утверждении, что появление способности к труду, к сознательной деятельности у предчеловека должно было опираться на какие-то биологические предпосылки, создавшие возможность качественного скачка. Из этого утверждения возникли предположения, что причиной этому были полезные мутации в наследственном аппарате предчеловека, которые впоследствии были закреплены биологической и социальной эволюцией. В качестве причин появления мутаций такого рода ученые выделяют ряд имеющихся в природе явлений, одним из которых, например, могло быть влияние ближнего космоса и солнечной активности. Можно предположить, что воздействие ближнего космоса шло по двум направлениям: 1) через изменение среды обитания древних обезьян, прежде всего, ландшафта и климата; 2) через трансформацию самой жизни, проявлявшуюся через мутации, естественный отбор и борьбу за существование. Влияние солнечной активности на земные процессы и явления было доказано российским ученым А. Л. Чижевским в 1930-е гг. Современная наука подтверждает, что периодические колебания магнитного поля Солнца в прошлом могли привести к мутациям у древних обезьян.

В качестве еще одной причины мутаций ученые называют периодическую смену магнитных полюсов Земли. На протяжении последних 4 млн лет Северный и Южный магнитные полюса менялись четырежды. Из-за этого происходило увеличение ионизирующей радиации на 60%, что в два раза могло увеличивать частоту мутаций в зародышевых клетках гоми- нид.

Дополнительным фактором, вызывавшим мутации, была геологическая активность Земли и радиация снизу. Так, в Восточной Африке, признанном месте появления предков человека, около 20 млн лет назад образовались трещины в земной коре. Как итог, на поверхности обнажились залежи урановых руд. Кстати, этот естественный атомный реактор, появившийся миллионы лет назад, существует и в наши дни. Он интенсивно влиял па приматов, которые жили в пещерах, расположенных вблизи от него, вызывая разного рода мутации.

Мутационным фактором можно считать и интенсивную вулканическую деятельность, так как при этом на поверхность Земли всегда выбрасывается огромное количество веществ, являющихся мутагенами.

Нельзя не учитывать и такой мутагенный фактор, как стресс и очень высокие нервные нагрузки, которые могли возникать вследствие резкого изменения климата, ведь происходившее на планете сокращение жизненных ресурсов "расшатывало" иммунную систему животных и наследственный механизм.

По мнению сторонников мутационной концепции происхождения человека, имеющиеся в природе мутационные факторы приводили к физиологическим, психическим и другим видам изменений в организме животных. Например, установлено, что любая доза радиации может вызвать изменения в наследственном аппарате и привести к рождению детей, сильно отклоняющихся от нормы. Родителям такие дети могут казаться уродами. Тем не менее эти дети могут быть способны к дальнейшему воспроизводству, при котором появившиеся у них изменения будут сохранены. Скорее всего, такие процессы происходили и с предками человека. Произошедшие мутации сократили число хромосом с 54—78 у низших обезьян до 48 — у высших, а потом до 46 — у человека. При этом укрепились те хромосомы, которые отвечают за развитие мозга и нервной системы. Это предположение косвенно подтверждается тем, что в соматических клетках некоторых людей встречается аномальный набор хромосом (XXY — у женщин и XYY — у мужчин), который обычно сопровождается умственной отсталостью и повышенной агрессивностью. Появление лишней хромосомы считают генетическим атавизмом.

Таким образом, с позиций мутационной концепции человек — эго обезьяний "урод". Из-за этого высшие обезьяны имеют высокое морфологическое и биохимическое сходство с человеком. Если их сравнивать по составу белков в крови, а также по структуре ДНК, то различие составляет всего лишь 1%; мутанта, ставшего предком человека, в обычных условиях ждала неминуемая гибель, но он сумел этого избежать, поскольку стал использовать искусственные орудия труда, жить в обществе, творить культуру.

Космическая концепция обосновывает мысль о том, что человек имеет внеземное происхождение. По мнению сторонников данной теории, человек есть или прямой потомок инопланетных существ, или плод экспериментов внеземного разума. По степени доказательства данная концепция соприкасается с религиозной и мифологической. Сформировалась она примерно в 1960-е гг. под влиянием успехов космонавтики и растущей популярности научно-фантастической литературы. Сторонники этой концепции исходят из того, что человек на Земле появился в результате вмешательства инопланетян. По мнению некоторых ученых, это могло произойти либо по заранее намеченному плану для распространения разума на подходящих планетах, либо было результатом несчастного случая, т.е. аварии космического корабля инопланетян, заставившей их остаться на Земле.

Логика сторонников космической теории такова. Несколько миллионов лет назад "посланцы" внеземной цивилизации были на планете Земля. Это мог быть или экспериментальный рейд, или несчастный случай. Если это был эксперимент, то он мог заключаться в стремлении инопланетян распространить разум на подходящих по соответствующим для жизни разумных существ условиям планетах. Приземлившись, инопланетяне выбрали конкретные виды животных в качестве исходного "материала". Таковыми стали приматы. Инопланетяне внесли изменения в генетический аппарат последних и вызвали появление нового вида — человека. Позже они еще несколько раз посещали нашу планету, чтобы проконтролировать своих питомцев и помочь им. Для доказательства этой мысли приводятся примеры материальных объектов, которые с позиций возможностей человека создать невозможно.

В случае если была авария космического корабля, инопланетяне остались на Земле и создали колонию людей разумных и людей социальных. По мнению большинства ученых, эго наиболее экзотическая и наименее вероятная из основных теорий.

Из всех рассмотренных концепций происхождения человека социальные факторы антропогенеза — трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление — приобрели большую обоснованность в эволюции человека. Это позволяет говорить о преобладающей значимости антро- посоциогенеза в появлении современного человека как вида. При этом возникновение социальной формы движения материи не отменило действия биологических законов, а лишь изменило их проявление. Эволюция человека на современном этапе его развития связана с социальной стороной его бытия. Следовательно, будущее человека зависит от состояния нашей культуры и образования.