Современные проблемы пространственного планирования

Во всех странах, где развиты системы пространственного планирования, они предусматривают иерархию принятия пространственных решений от общенационального уровня до уровня, относящегося к зонам, имеющим общий регламент земельных участков. При этом область таких решений в разных странах существенно различается: на национальном уровне – от финансирования определенных инфраструктур (США) или задания стратегических или специальных целей (Франция, Дания) до принятия обязательных национальных планов (Латвия); в некоторых странах обязательны планы регионального уровня (Германия, Дания, Норвегия), в США они нс распространены, во Франции носят отраслевой характер. Различно и время действия пространственных планов разного уровня.

Пространственное планирование повсеместно сталкивается со множеством проблем, часть которых характерна для большинства стран: сегрегация, активная автомобилизация, множественность участников и конфликтующих интересов, быстро устаревающее законодательство. Другая часть проблем более специфична для некоторых стран: недостаточность жилья, инфраструктур и обилие незаконных поселений в городах Латинской Америки и Южной Африки; быстро устаревающий жилищный фонд и инфраструктура в постсоветских странах; трудности трансграничной кооперации стран с разными уровнями экономики, активное сокращение населения некоторых городов, потерявших промышленное значение в развитых странах.

При общей установке пространственного планирования на устойчивое развитие его задачи во многом зависят от масштабов проектов и местной актуальной проблематики. В наиболее общем виде задачи пространственного планирования включают:

– безопасность формируемой среды;

– сохранение ценностей (природных и культурных);

– снижение энергетических и иных непроизводительных затрат;

– приемлемый уровень обслуживания;

– развитие транспортных связей (трудовых, культурных, грузовых);

– приемлемые условия для рынка товаров, услуг, недвижимости;

– приемлемые условия для мобильности;

– минимизацию сегрегации;

– обеспечение возможностей альтернативных вариантов развития в связи с существенными изменениями внешних условий.

Весьма характерным трендом современного пространственного планирования является установка на рост связности и разнообразия пространств с учетом их многостороннего потенциала.

Успехи пространственного планирования на современном этапе во многом зависят от соблюдения следующих установок:

– цели пространственного планирования должны строиться на ценностях сообществ, при этом и развитие мировых рынков, и глобальные проблемы заставляют учитывать общезначимые интересы населения планеты в целом;

– в задачи пространственного планирования входит не только выработка качественных документов, но и организация процессов, улучшающих качество жизни; для этого необходима тесная кооперация разных уровней и отраслей управления в процессе пространственного планирования;

– важно, чтобы стратегические планы развития территорий, носящие комплексный характер, имели законную силу как основа для документов пространственного планирования;

– крайне важен качественный мониторинг и оценка результатов развития территорий.

В России пространственное планирование сталкивается со специфическими сложностями, обусловленными прежде всего масштабом страны, историей расселения, наследием землеустроительной и градостроительной практики советского периода.

По плотности населения Россия находится на 178 месте из 193 государств – членов ООН. По плотности железнодорожной сети она отстает от США в 4,7 раза, от стран Европы в 5–20 раз. Плотность автодорожной сети России в расчете на единицу площади территории в 2–25 раз ниже, чем в странах ЕС, США и ряде быстроразвивающихся стран Азии. На европейскую часть страны, занимающую четверть всей территории Российской Федерации, приходится до 80% населения и более 70% ВВП страны. Значительная часть территории страны находится за полярным кругом. Средний душевой доход примерно в 6 раз ниже, чем в США, в 5 раз ниже, чем в Канаде, в 4–5 раз ниже, чем в странах Западной Европы. Регионы страны существенно различаются между собой по инвестиционной привлекательности.

Существенную проблему представляет распространение, главным образом в XX в., монофункциональных городов и поселений, в которых проживает около 25% населения страны, отчего их условия жизни находятся в многосторонней зависимости от деятельности основного градообразующего предприятия. Стоит непростая задача изменения структуры расселения с целью сокращения доли живущих в таких городах и поселках, особенно в удаленных от крупных городских центров.

Российское государство является крупнейшим собственником земли. По данным на январь 2011 г., из всех земель населенных пунктов в государственной собственности находилось 78,8%, причем для городов и поселков эта доля составляла 88,2%. Приватизация земли сдерживается как незавершенностью разграничения собственности на землю между Российской Федерацией и ее субъектами, так и сложностью проведения межевания, вызываемой и несовершенным (и изменчивым) законодательством, и трудностью размежевания застроенных в советское время территорий, а также отсутствием установок части потенциальных владельцев земли (в том числе товариществ собственников жилья) на се приватизацию. Проблемы межевания и приватизации земель, в свою очередь, сдерживают развитие рынка жилья, снижая темпы жилищного и производственного строительства.

Ускоренная автомобилизация страны, начавшаяся в 1990-е гг., столкнулась с низкой плотностью дорожной сети в российских городах – дороги, как правило, занимают менее 9% городской территории, в то время как в городах мира, где пространственное планирование раньше стало принимать во внимание темпы автомобилизации – в среднем около 13%.

К 2014 г. около 12% территории России представлено особо охраняемыми территориями, что требует обеспечения их техникой, кадрами, инфраструктурой экологического туризма, эти проблемы особенно сложны и актуальны в районах Крайнего Севера.

Существуют серьезные недостатки в законодательстве, регулирующем оценку воздействия на окружающую среду.

Важным направлением деятельности по совершенствованию пространственного планирования в России должно быть комплексное (желательно единовременное) усовершенствование связанного с ним законодательства для устранения противоречий, излишних сложностей и затруднения коррупционных действий.

Желательно скорейшее принятие схем территориального планирования федерального уровня, основанных на социально-экономической стратегии развития страны на долгосрочную перспективу. Их существенной задачей должно быть дальнейшее развитие транспортной сети страны, увязанное с программами поддержки либо ликвидации монофункциональных городов.

Целесообразны разработка и реализация целевых программ сплошного систематического межевания территорий с учетом необходимости развития дорожных сетей. Такая работа может потребовать изменения границ ранее оформленных участков.