Современные концепции государственного регулирования экономики

В современной экономической литературе проблемы государственного регулирования рыночных процессов трактуются весьма неоднозначно.

Известны два методологически крайних подхода в науке к этой теме: либерально-рыночный (неолиберальный) и планово-директивный (дирижистский).

Либерально-рыночный (неолиберальный) подход к государственному регулированию экономики предполагает стремление к минимизации государственного вмешательства в экономику, поскольку исходит из уверенности в широчайших возможностях механизма саморегулирования рыночной экономики.

Планово-директивный (дирижистский) подход к государственному регулированию экономики заключается в возложении на государство всей полноты ответственности за все процессы в национальной экономике, что предполагает введение планово-директивных начал сверху донизу или (в более мягком варианте) ориентацию на уровне государственной экономической политики исключительно на методы дирижизма.

Россия успела испробовать на относительно коротком отрезке истории обе эти крайности, и неудивительно, что результаты – как в случае советского опыта централизованного планового управления, так и при использовании модели безбрежной либерализации хозяйствования на определенных этапах реформ – оказались неудовлетворительными.

Поэтому при рассмотрении вопросов государственного регулирования экономики важно учесть границы этого регулирования.

Экономической основой государственного регулирования экономики является внутренний валовой продукт (ВВП), перераспределяемый через внебюджетные фонды, государственный бюджет и государственную собственность. Эффективность государственного регулирования экономики тем выше, чем больше доля ВВП перераспределяется государством, чем выше государственные доходы и чем большую роль в экономике играет госсектор. Но у госсектора и государственных доходов есть конкретные ограничения роста.

1. Ограничения роста доходов государства:

• ограничения мотивации предпринимательской деятельности;

• социальные ограничения по налогообложению лиц, работающих по найму и средних слоев;

• конъюнктурные границы (границы прироста ВВП).

2. Возможности государственной собственности также ограничены. Государственный сектор не может увеличиваться, приобретая все новые позиции в основных отраслях народного хозяйства. Неслучайно в Великобритании, США, Италии, ФРГ и в других развитых странах в конце 1980–1990-х гг. была проведена приватизация объектов государственной собственности.

Итак, главное ограничение государственного регулирования экономики связано с возможным несовпадением его целей с интересами частных собственников капитала в рыночных условиях свободы принятия хозяйственных решений.

Допустимые пределы государственного влияния на экономику достаточно широки для того, чтобы эффективно работающий рыночный механизм и разумные меры государственного регулирования позволили решать главные социально-экономические проблемы. Если государство пытается вмешиваться в экономику больше, чем ему позволено рыночной экономикой, то, как правило, надает эффективность производства, происходят негативные деформации рыночных процессов и, как следствие, снижается качество и уровень жизни народа. Тогда рано или поздно становится необходимым освобождение экономики от чрезмерного государственного вмешательства. С этим надо считаться при проведении в нашей стране экономической реформы и более решительно изымать у государства и передавать рыночной системе обременительные, ненужные функции в экономике.

Когда мы говорим о проблеме рынка и государства, это не значит, что она решается таким путем: рынок решает свои задачи, а государство – свои. Вопросы о том, для кого, как и что производить, решает кроме рынка, конечно, и государство, но на основе рыночного механизма.

В командной экономике государство опекает и жестко контролирует предприятия, лишая их хозяйственной самостоятельности. Рынок состоит из сплошного дефицита, требования рынка не являются определяющими, и административные методы управления заменяют экономические, хотя сами предприятия стремятся ориентироваться на рынок.

Директивное планирование превращается для предприятий в администрирование, противоречащее законам экономического развития. Бюрократизация политических и хозяйственных структур становится основной отрицательной чертой государственного вмешательства в экономику. Такое вмешательство государства блокирует механизм конкуренции, переходя разумные границы и ставя на место конкуренции монополию государства.

В смешанной экономике, основанной на макроэкономическом регулировании и рыночной конкуренции, государству отводится в хозяйственной жизни строго определенная роль. Без государства не работает даже система свободной конкуренции. Ведь рынок не является идеальным механизмом при всем его позитивном значении: он имеет как отрицательные моменты (инфляция, монополизм, безработица, кризисы), так и положительные. Рыночный механизм сопровождается и кризисами, и значительными спадами, хотя и ведет к существенному подъему экономики. Поэтому естественно, что государство пытается разработать механизм программирования и прогнозирования рынка.

В результате должен быть осуществлен переход к системе, где государство регулирует функционирование рынка в соответствии с его законами, а рынок – деятельность фирм и предприятий. Это позволяет обеспечить минимум вмешательства государства в деятельность рынка и предприятий. Подобное вмешательство реализуется через инструменты государственного регулирования экономики. При этом механизм государственного регулирования должен отвечать как интересам фирм, предприятий и работников, так и интересам государства.

Национальные экономики всех стран подвержены регулирующему воздействию со стороны государства, но, разумеется, в разной степени и с использованием разных приемов. В высокоразвитых странах формы и методы государственного регулирования экономики отрабатывались в течение длительной истории взаимодействия бизнеса, правительств и гражданского общества.

В рамках известных экономических школ (монетаризма, кейнсианства и институционализма) в настоящее время сформировалось несколько теорий государственного регулирования, по-разному трактующих задачи, цели, методы и формы государственного регулирования рыночных процессов.